/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Цены на стальную продукцию на большинстве региональных рынков росли все лето, и металлургические компании рассчитывают, что это повышение продлится и осенью. По крайней мере, производители возлагают большие надежды на увеличение спроса на прокат со стороны как конечных потребителей, так и трейдеров, которым нужно пополнять истощившиеся за последние месяцы запасы. Для подобных ожиданий, безусловно, есть основания, однако на рынок в ближайший месяц будут воздействовать и негативные факторы, влияния которых может хватить для срыва прогнозируемого подъема. Прежде всего, возвращение в строй части мощностей по выплавке стали в Восточной Азии, Европе, США, странах СНГ в условиях еще не оправившейся от кризиса экономики может привести к перепроизводству и появлению избытка предложения. Кроме того, серьезной проблемой становится падение цен в Китае.
Китайские качели
В августе события на китайском рынке стали развивались весьма не традиционным образом. В течение первой декады месяца цены на стальную продукцию стремительно рвались вверх под влиянием как объективных факторов, прежде всего, стабильного спроса, так и спекуляций. И металлургические компании, и трейдеры наперегонки взвинчивали цены, но перестарались. Буквально в течение двух-трех дней подъем превратился в сильнейший спад.
В какой-то момент потребители, набравшие довольно большие объемы стальной продукции про запас, отказались покупать резко подорожавший металл. В условиях перегретого рынка это вызвало стремление продавцов побыстрее зафиксировать прибыль, очень быстро превратившееся в паническую распродажу. Фактически в августе в Китае с точностью повторилась ситуация, наблюдавшаяся на мировом рынке в сентябре-октябре прошлого года. Производители и дистрибуторы оказались с большими непроданными излишками на руках, и желание как можно быстрее избавиться от них любой ценой перевесило все…
К концу августа цены на арматуру и горячий прокат на китайском рынке опустились до менее 3700 юаней ($542) за т с металлобазы, хотя всего за три недели до этого, на пике подъема, стоимость арматуры могла превышать 4400 юаней ($644) за т, а горячекатаные рулоны предлагались по 4200 юаней ($615) за т и более. При этом, по оценкам китайских аналитиков, производители могут отступить до уровня себестоимости, который составляет у большинства компаний 3300-3450 юаней ($483-505) за т для горячего проката.
Спад тут же высветил проблемы и слабые места китайской металлургической отрасли, которые были на время забыты во время подъема, продолжавшегося больше четырех месяцев. Прежде всего, это избыточный объем производства. Стабильный рост цен на сталь способствовал увеличению загрузки мощностей в сталелитейной отрасли страны до докризисного уровня. В первую декаду августа объем выплавки стали в Китае соответствовал 620 млн. т в годовом исчислении. Местный рынок при всем своем желании оказался просто не в состоянии «переварить» такую массу металла, а экспортные операции были не слишком привлекательными для китайских компаний.
В последнее время китайским специалистам трудно придти к единому мнению с отношении перспектив на будущее. Президент корпорации Baosteel Ма Гуоцзян, например, считает, что ситуация довольно быстро должна придти в норму. По его мнению, спрос на сталь со стороны предприятий автомобиле-, машино-, судостроения, производителей бытовой техники и энергетического оборудования остается очень высоким, так что потребители быстро израсходуют имеющиеся у них излишки и возобновят закупки. Кроме того, судя по всему, спад привел к сокращению производства стальной продукции в стране, что тоже должно способствовать стабилизации.
Многие металлургические компании указывают отпускные цены на сентябрь на уровне, существенно превышающем текущий рыночный. Их неуступчивость в значительной степени вызвана относительной дороговизной сырья, прежде всего, металлолома. Если на пике подъема лом, соответствующий по своему качеству сорту HMS № 1, обходился заводам в восточной части страны в $410-430 за т с доставкой, то к концу месяца цены уменьшились лишь до $380-400 за т.
С другой стороны, среди экспертов достаточно много и пессимистов, предсказывающих длительную стагнацию. По их мнению, падение цен на арматуру и горячий прокат затормозится только на отметке 3500 юаней ($512) за т, а некоторого оживления спроса можно будет ждать только в середине октября, после завершения торжеств, посвященных 60-летию основания Китайской Народной Республики. При этом, рынку может понадобиться несколько недель, чтобы вобрать в себя излишки, созданные в июле-августе, а возвращение к ценам образца конца июля – начала августа произойдет только после Нового года по китайскому календарю (14 февраля 2010 года).
Как бы там ни было, но, как минимум, в сентябре и начале октября спрос на стальную продукцию в Китае будет весьма низким, что может привести к расширению экспорта. В Baosteel считают, что значительные зарубежные продажи им в данный момент не интересны, однако менее крупные компании, нуждающиеся в наличных, могут рассудить иначе. Тем более, что экспортеры горячекатаных рулонов и толстолистовой стали получают возмещение уплаченного НДС в размере 9% от стоимости продукции, а при поставках проката, микролегированного бором (в основном, это катанка и арматура) возврат достигает 13%.
По состоянию на конец августа, серьезной экспансии китайских компаний на мировом рынке стали не наблюдалось. Поставки горячекатаных рулонов и толстолистовой стали осуществлялись, главным образом, в Корею по ценам порядка $560-580 за т CFR. Тем не менее, некоторые эксперты считают возможным появление на рынке в больших количествах китайского горячего проката стоимостью всего лишь около $500-510 за т FOB. При нынешних затратах на доставку это эквивалентно $550-570 за т CFR в Индии и странах Персидского залива и $570-580 за т CFR в Средиземноморье. В принципе, если внутренние цены на горячекатаные рулоны в Китае, действительно, упадут до около 3500 юаней за т и останутся на этом уровне несколько недель, это вполне возможно.
Тем не менее, более вероятным пока выглядит другой сценарий: после сентябрьской стагнации стоимость стальной продукции в Китае снова пойдет вверх, благодаря чему большинство производителей будут ориентироваться на внутренний рынок, а экспорт, как и раньше, будет ограничиваться, в основном, странами Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Африкой, где активны китайские инвесторы. Однако «китайский фактор» может ограничить рост цен на сталь на других рынках.
В ожидании повышения
В течение августа цены мирового рынка на горячекатаные рулоны прибавили около $40-50 за т. К концу месяца стоимость этой продукции в ЕС, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии $590-620 за т CFR с доставкой в сентябре-октябре достигла. При этом, производители рассчитывают на дальнейшее повышение. В конце месяца очередной сигнал рынку подала корпорация Arcelor Mittal, объявившая об увеличении спотовых цен на горячекатаные рулоны в США до $600 за короткую т ($661 за метрическую т) EXW, а на холоднокатаные – до $700 за короткую т ($772). В Европе аппетиты местных производителей более скромные: германские компании предлагают горячий прокат по 420-440 евро ($602-630) за т EXW, а в Южной и Восточной Европе цены на сентябрь обычно составляют до 400 евро ($573) за т EXW.
Основная проблема западных рынков заключается в том, что спрос, особенно, со стороны конечных потребителей, пока не настолько высок, чтобы оправдать крупномасштабное повышение цен. Безусловно, экономика США и европейских стран уже прошла пик кризиса, но до полноценного выздоровления еще очень далеко. Европейские и американские компании повышают эффективность бизнеса и снижают затраты, сокращая рабочие места. По оценкам Moody’s, пик безработицы в США будет достигнут только в середине 2010 года, причем, тогда не занятым окажется каждый десятый.
Неуверенность людей в своем будущем оказывает давление на потребительский рынок. Так, например, в США потребление в июле, по данным Министерства торговли, увеличилось только на 0,2% по сравнению с предыдущим месяцем, причем, основной причиной этого весьма скромного роста специалисты называют программу «Cash for Clunkers«, позволявшую людям обменять старый автомобиль на новый с получением субсидии. В результате в последние месяцы в ЕС и США улучшалась ситуация лишь в автомобилестроении благодаря искусственному стимулированию спроса, в остальных отраслях, обслуживающих потребительский рынок, продолжается стагнация.
В принципе, необходимость пополнения запасов при весьма ограниченном объеме предложения создает благоприятную ситуацию для повышения цен на листовую сталь в западных странах. Однако многие металлургические компании, заметив увеличение спроса, не удержались от искушения увеличить в ответ объем выпуска. Arcelor Mittal, US Steel, Riva и другие сообщили о намеченном на август-сентябрь рестарте нескольких доменных печей в США и ЕС. Да, как заявляют металлурги, их решения были приняты в соответствии с реальным появлением новых заказов, однако расширение спроса, скорее всего, является временным явлением. Как только дистрибуторы пополнят запасы, продажи снова сократятся, тем более, что в декабре в странах Северного полушария начинается сезонный спад. Результатом может оказаться перепроизводство и новое падение цен в октябре-ноябре.
Вообще, именно соотношение спроса и предложения на американском и европейском рынках будет одним из важнейших факторов, определяющих уровень цен на стальную продукцию в последние месяцы 2009 года. Пока что производители имеют основания надеяться на продолжение роста, но избыток поставок может очень быстро повернуть все на 180 градусов. В конце концов, котировки на стальную продукцию практически всегда повышаются в конце лета, но новые цены далеко не всегда проходят осенью проверку на обоснованность.
Весьма беспокоит специалистов и положение в строительстве. Да, цены на недвижимость перестали падать, но и желанного оживления не происходит. Банки развитых стран по-прежнему неохотно предоставляют кредиты компаниям реального сектора экономики, в том числе строительным. Поэтому новых строек начинается мало.
Несколько лучше ситуация в строительном комплексе стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Ближневосточные компании встретили начавшийся 21 августа Рамадан с полупустыми складами, так что в сентябре можно рассчитывать на заключение новых контрактов на поставку стальной продукции в сентябре-октябре. В последние дни августа произошло повышение внутренних цен на арматуру в ОАЭ и Египте – крупнейших импортерах данной продукции в регионе. Турецкие экспортеры предлагают арматуру по $500-520 за т FOB и надеются на некоторый рост ближе к концу Рамадана.
Впрочем, одним из важнейших факторов, поддерживающих рынок длинномерного проката, является дефицит и дороговизна металлолома. В конце августа цены на лом в Восточной Азии немного снизились вследствие ухода с рынка китайцев, однако их рост за месяц все равно составил более $40 за т. Котировки на американский материал HMS № 1 в странах региона составляли около $345-360 за т CFR. В Средиземноморье его стоимость превышала $320 за т CFR несмотря на практический уход с рынка турецких покупателей. Пока не видно никаких факторов, которые могли бы способствовать существенному удешевлению металлолома и в сентябре: при низком уровне активности в Китае и Турции это сырье усиленно скупают американские, европейские и восточноазиатские компании.
Восточная Азия пока что представляет единственный регион, в котором заметно влияние поставок относительно недорогой стальной продукции из Китая. Японские металлургические компании, в первой половине августа рассчитывавшие на подъем октябрьских цен на горячекатаные рулоны до $600 за т FOB, теперь заключают контракты по $560-580 за т FOB. В перспективе опасность конкуренции со стороны Китая может поставить предел росту цен в странах Персидского залива и Южной Европы.
В целом сентябрь обещает быть очень важным месяцем для мирового рынка стали. Многие производители в конце лета сделали заявку на повышение цен, в ближайшие несколько недель придет время узнать, насколько она обоснована.