Темой заседания, которое прошло 6 июля в режиме видеоконференции, стали вопросы поддержки и стимулирования деятельности по обращению лома черных и цветных металлов в Российской Федерации. Его провел Алексей Синицын, член Комитета СФ Российской Федерации по экономической политике (представитель от Кузбасса). О чем говорили и что предлагали участники – читайте в кратком обзоре Рейтингового агентства «Русмет».
Вступительное слово от СФ
В отрасли работают около 10 000 компаний, которые обеспечивают занятость 200 000 рабочих мест. От ее эффективной работы зависят напрямую металлургия, производство металлопроката. Одна из ее важнейших социальных функций — сохранение благоприятной среды обитания. Еще один аспект работы — утилизация транспортных средств. Дальнейшее успешное развитие отрасли возможно лишь при абсолютной прозрачности этой деятельности и при условии существования равных возможностей для всех ее участников. СФ выступает за то, чтобы регулирующие решения принимались публично после того, как все заинтересованные стороны выразят свою позицию. Совещание в Совете Федерации преследует именно эту цель – обсудить и уточнить позицию участников данной отрасли.
Позиция РУСЛОМ.КОМ
Первое слово на круглом столе взял Виктор Ковшевный, генеральный директор НСРО Ассоциация РУСЛОМ.КОМ. Он подтвердил, что отрасль обеспечивает несколько десятков тысяч постоянных рабочих мест. А если перейти к физлицам, то это возможность может и не ежемесячного, но заработка для порядка 1-2 млн человек. Поэтому социальная значимость деятельности по обращению лома черных и цветных металлов несомненна. Отрасль обращения лома играет базовую роль, особенно если рассматривать ее вклад в переходе РФ к циклической экономике. Наиважнейшие вопросы: «Какие проблемы в отрасли мы видим сегодня?» и «Что будет в отрасли завтра»? Постоянно возникает задача обеспечить необходимую конкурентную среду для дальнейшего развития. Последние три года попытки и решения о закрытии экспорта предпринимаются вопреки мнению отраслевого сообщества, — полностью, частично, либо с региональными коэффициентами. Такое происходит из-за возможности некоторых игроков договариваться только с властью без учета мнения ломозаготовителей. Квотирование экспорта в 2019 г. привело к недобору лома почти в 1 млн тонн и недополучению почти 400 млн руб. таможенных сборов. А после такого удара по отрасли общество столкнулось с пандемией коронавируса, и уже каждое физлицо, задействованное в процессе, почувствовало, что такое запрет на сдачу лома. Во многих регионах именно на них приходится до 80% сданного лома. По данным Ассоциации РУСЛОМ.КОМ, в период карантина сбор металлолома уменьшился на 35%. Минпромторг поддержал отрасль, внеся ее в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции, хотя окончательного утверждения данного решения пока нет. В апреле, однако, возник план по ограничению экспорта лома. Его инициатором выступил Фонд развития трубной промышленности (ФРТП), который предложил с августа 2020 г. ввести квотирование экспорта с региональными коэффициентами (от 0,3 до 0,8). Напомним, что в прошлом году квотирование уже вводилось, а металлурги в свою очередь обещали увеличить потребление лома. Однако по факту они сократили его на 1 млн тонн. Сейчас потребление металлопродукции уменьшилось из-за сворачивания многих инвестпроектов. По прогнозам во втором полугодии 2020 г. спрос на продукцию металлургов может уменьшиться на 10 — 25% на внутреннем рынке. Соответственно снизится и потребление лома. Именно поэтому опасно в этих условиях вводить такое ограничение экспорта лома: ни дома не сбыть, ни на экспорт не продать. Единственно с чем согласны ломосборщики, что ситуация в регионах разная. Поэтому необходим прямой диалог с заводами, где и необходимо договориться. Вывод один: любые ограничения для ломозаготовителей сегодня крайне неуместны. При вводе квотирования неизбежны кроме финансовых потерь сокращение рабочих мест, что ведет за собой социальную напряженность.
Виктор Ковшевный также отметил, что, с одной стороны, по стране выдано более 10 тыс. лицензий на ломозаготовительную деятельность, а с другой — до сих пору существует много «серых» игроков, позволяющих себе работать без всяких лицензий. Таким образом, на два легальных разрешения приходится один незаконопослушный элемент. Работать честно становится невыгодно. Надо менять ситуацию и создать условия, чтобы легально работать было выгодно и безопасно.
Последние 20 лет РУСЛОМ.КОМ проводит анализ цен, и с 2012 г., когда РФ стала членом ВТО, все ценовые тенденции мирового рынка отражаются на ситуации внутри страны. При квотировании экспорта лома в 2019 г. стоимость его действительно снизилась, но это была мировая тенденция августа 2019 г., когда произошел резкий спад цен на все металлы. Квотирование действительно ведет к снижению цен, но снижению краткосрочному. Как только цены падают, ломосбор приостанавливается, поскольку нет стимула к его продаже по низкой цене. На примере Казахстана видно, что после запрета экспорта, цены на лом через некоторое время повышаются и могут превысить дозапретные. Становится выгодно покупать лом из Европы и Америки, а свой опять не нужен. Эксперты Ассоциации РУСЛОМ.КОМ досконально изучили эту ситуацию и механизмы, влияющие на ее развитие, поскольку имеют возможность вести индекс цен на ежедневной основе, причем на уровне документов от банков, а не на уровне сомнительных опросов.
Отрезвляющие цифры от Госдумы
Попытка квотирования никаким образом не обоснована и не подтверждена никакими расчетами, отметил Андрей Луговой, депутат Госдумы. Ясно одно: прошлогоднее квотирование привело к снижению выплавки стали на 700 тыс. тонн и снижению ломосбора. И никто персональной ответственности за это не понес, отметил спикер. Госдума вряд ли поддержит новое решение о запрете экспорта лома, сказал Луговой. Он подчеркнул, что принимающие решение в правительстве ссылаются на представителей из ООО «Русская сталь», хотя точно сказать, что все металлурги поддерживают экспорт лома, нельзя.
Андрей Савельев, представлявший на круглом столе Минпромторг России,завил, что министерство относится к ломозаготовителям как к полноценной отрасли и поэтому всегда учитывает ее мнение при подготовке решений. Ломозаготовка упала, цены растут, импорт прекращен. Идут тревожные письма от электросталеплавильных заводов. Есть ли выплавка без сырья? Готовится Постановление правительства по этому вопросу.
Представитель Федеральной антимонопольной службы Нелли Галимханова, начальник Управления контроля промышленности, признала, чтовопрос квотирования — спорный.
Виктор Ковшевный добавил: Есть ФЗ-164 «Основы госрегулирования внешнеторговой деятельности», по которому можно ограничивать внешнюю торговлю на 6 месяцев только в том случае, если доказан критический дефицит стратегически важного товара. Есть и четкое понятие критического дефицита. Сами предприятия сейчас говорят, что потребление их продукции снизилось на 10%. Они не понимают, что будет во втором полугодии 2020 г. Никто из принимающих решения не может дать гарантии, что будет обеспечен спрос на какой-то дополнительный объем лома. Поэтому он обратил внимание и ФАС России и Минпромторга, что ввод квотирования влечет за собой закрытие определенных компаний. Существует опасность того, что собранный ими лом не будет перераспределен, а тысячи людей гарантированно останутся без работы. Спикер отметил, что Ассоциация РУСЛОМ.КОМ предлагает другое решение, которое должно устроить и металлургов и ломозаготовителей.
О системе саморегулирования и лицензирования в отрасли
Марина Угловская, исполнительный директор Ассоциации РУСЛОМ.КОМ констатировала, что отрасль сильно зарегулирована. Существует десяток лицензий, которые необходимо получить ломозаготовителю. В каждом субъекте эти лицензии выдают разные ведомства — от министерства промышленности до министерства сельского хозяйства. Существует также обязанность получать федеральную лицензию от Росприроднадзора, это требование было введено сравнительно недавно. Компании, работающие с драгоценными металлами, должны получить лицензию Пробирной палаты. В работе может потребоваться лицензия на трансграничное перемещение лома. Единого подхода и стандарта к этому виду деятельность не существует. Ассоциация РУСЛОМ.КОМ представила в Минэкономразвития России предложения по увеличению полномочий саморегулируемых организаций. Рынок может быть стандартизирован. Саморегулируемые организации обладают инструментом, которого нет ни у кого, — возможность компенсации вреда от причиненного ущерба. Существуют и методы страхования. РУСЛОМ.КОМ предлагает оптимизировать проверки как членов организации, так и других компаний.
При этом Алексей Сентюрин, исполнительный директор Ассоциации «Русская сталь» высказался в том ключе, что предлагаемые изменения по квотированию мало что дадут, поэтому их не стоит производить. (Но,это позиция половины членов Aссоциации, другая половина выступает за квотирование. Поэтому согласно регламентам спикер не может озвучивать позицию Ассоциации).
Андрей Луговой поддержал снижение числа лицензий, необходимых для работы ломозаготовительных компаний.
Минпромторг России возлагает большие надежды на цифровизацию процессов в ломозаготовке, которые должны повысить прозрачность работы в отрасли.
ФАС России опасается передачи полномочий по лицензированию саморегулируемым организациям, не давая внятного объяснения этим опасениям.
Металл от госкомпаний
О металлоломе государственных компаний высказался Андрей Степаненко, Генеральный директор АО «Российский аукционный дом», председатель Комитета организации торгов общероссийской общественной организации «Деловая Россия», который отметил, что вопрос о необходимости обязать госкомпании отчуждать лом металлов через публичные процедуры торгов ставился Минэкономразвития России еще в 2016 г., в рамках совершенствования подходов к управлению такими предприятиями. Минэкономразвития тогда, как и ФАС сегодня, предлагало внести изменения в упомянутые постановления Правительства Российской Федерации.
Тогда вопрос о биржевой торговле ломом никто не ставил, поскольку лом тяжело стандартизировать под биржевую торговлю. Учитывался опыт продажи госимущества в рамках приватизации. В нормотворческих инициативах Минэкономразвития речь шла об ответственности госкомпаний отчуждать лом металлов, привлекая для этого независимых продавцов из сферы приватизации. Однако, нормотворческие инициативы Минэкономразвития не увидели свет, так как было признано, что заставить отчуждать имущество равноправных субъектов предпринимательства, которыми являются госкомпании, через торги можно только на уровне федерального закона. Именно такое правило прямо закреплено в Пункте 3 Статьи 447 Гражданского кодекса.
Сама же идея биржевой торговли возникла при рассмотрении вопроса о введении ограничений на экспорт лома металлов в конце 2019 г. Изначально биржа рассматривалась как инструмент, который будет способствовать ограничению экспорта лома металлов. То есть компания-экспортер прежде чем продать лом металлов за границу должна была выставить этот объем на биржу, и только после этого он мог быть реализован по внешнеэкономической сделке. Вводя такие ограничения ФАС России преследовала еще одну из задач – перевести часть торгов ломом на внутренний рынок и ориентироваться в дальнейшем на биржевой индекс цен.
Такая конструкция вызвала широкое обсуждение в бизнес-сообществе. Ставился вопрос о возможности в принципе проведения биржевых торгов ломом, так как в большей своей части лом от партии к партии существенно отличается по качественным характеристикам.
Идея торговли ломом металлов через биржу получила продолжение и была распространена на продажу лома госкомпаний. В результате параллельно с проектом постановления Правительства о введении обязательной торговли экспортным ломом на бирже был предложен проект, вводящий обязанность госкомпаний отчуждать лом также через биржевые инструменты.
По существу, произошла трансформация ранее сделанных предложений Минэкономразвития России. Так классические электронные торги были заменены биржевыми.
Поручением Президента РФ от 23 февраля 2019 г., данного по итогам форума Деловой России, состоявшегося 6 февраля 2019 г, предусмотрена подготовка предложений по совершенствованию правил обращения с ломом и отходами чёрных и цветных металлов, механизмов вовлечения указанных лома и отходов в повторный хозяйственный оборот, а также о введении процедуры их отчуждения путём продажи на публичных торгах, в том числе с использованием цифровых платформ.
Реализуя указанное поручение Президента, следует исходить из следующих факторов.
У лома металлов нет признаков биржевого стандартизированного товара. Эта причина объективно приводит к отказу от использования биржевых инструментов в этом сегменте. Реализация лома через биржи имеет весьма ограниченный и ситуационный характер. Так, по имеющимся данным с 2011 г. на бирже было реализовано 54 тыс. тонн лома металлов, 90% из которого лом черных металлов. Реализовано было на общую сумму 700 млн руб.
Именно классические торги на повышение цены используются при продаже имущества в рамках приватизации, а пул правительственных организаторов, требований к ЭТП и стимулов к продаже (вознаграждение в виде процента от итоговой стоимости) позволяет более качественно и открыто подходить к проведению торгов. Поэтому именно такие подходы являются наиболее адекватными, востребованы рынком лома металлов и являются реальной альтернативой биржевым механизмам при отчуждении лома госпредприятиями.
Виктор Ковшевный заявил, чтоуже сейчас РУСЛОМ.КОМ может создать индекс цены на лом совместно с электронными торговыми площадками (ЭТП) и банками. Оборот по безналичным платежам за лом составляет 3-5 млрд руб. в месяц, что позволяет обеспечивать большую точность в расчетах. При любой форме торгов принципиально создать прозрачную систему учета образования лома на каждом предприятии, включая выполнение плана по ломообразованию, исходя из сроков службы металлофонда. Все компании ассоциации поддерживают переход на более прозрачные механизмы реализации ломов при условии, что такая система должна быть добровольной. Каждая компания должна иметь выбор как торговать в соответствии со своими налаженными бизнес-процессами.
Генеральный директор ООО «Транслом» Сергей Астахов заявил, что успешность реализации лома госкомпаниями зависит от создания на каждом предприятии адекватных систем учета металлофонда и выполнения плана ломообразования. «Транслом» сегодня самая крупная заготовительная компания, но она занимает лишь 10% рынка: трудно найти другую отрасль промышленности, где такую долю занимала бы самая крупная компания. Принцип построения компании — абсолютная прозрачность. И РЖД, и Минобороны получают от «Транслома» услуги, связанные с корректным ломообразованием. Половина металлолома в стране покупается за наличные средства у физлиц. В РЖД списание любого основного средства в металлолом приходуется на баланс госкомпании.
Электронные торги ломом тогда хороши, когда обеспечена прозрачность. И «Транслом» участвует в таких торгах, выигрывая примерно 10% торгов. Площадки ее расположены по всей стране — от Калининграда до Сахалина. В Советском Союзе у каждой госкомпании был план по сдаче металлолома, чего сейчас не существует. Это, по мнению С. Астахова, корень зла, позволяющий существовать нелегальным ломозаготовителям.
Сенатор Алексей Синицын задал представителям ФАС России вопрос, почему данное ведомств не учитывает возможность реализации лома госкомпаний путем их продаж с публичных торгов, проводимых операторами ЭТП, составляющими правительственный пул.
На что представители ФАС России заявили, что рассматривают правительственные ЭТП в качестве адекватной альтернативы для реализации лома госкомпаний на ряду с биржей.
Депутат Госдумы Андрей Луговой считает, что наиболее важный аспект обсуждаемой проблемы — публичность торгов. И не только потому, что это поручение президента. Действия госкомпаний выглядят непрозрачными по организации деятельности, связанной с отходами и ломом, что лишает дополнительных доходов страну. Он обещал представить соответствующую справку в Совет Федерации. Поданные им полтора года назад запросы во все госкомпании показали, что стоимость продажи металлолома может отличаться в разы. И в Минобороны, и в РЖД цена тонны лома почему-то составляет 6 тыс. руб. за тонну, а у других организаций может доходит до 10 — 14 тыс. руб. за тонну. Объяснения этому самые разные…
Утилизация автотранспортных средств
Наталья Беляева, генеральный директор юридической компании «Дельфи», обратила внимание участников круглого стола на проблему утилизации автотранспортных средств.
На проведение утилизации автомобилей в 2019 г. в России примерно выделено 25-30 млрд руб. Еще свыше 160 млрд руб. поступило в отрасль в виде утилизационных сборов, уплачиваемых автопроизводителями.
В 2019 г. сдать авто на переработку и получить ваучер на приобретение новой машины российского производства имеют право только граждане и резиденты РФ (физические или юридические лица).
Транспортное средство может быть утилизировано через дилерский центр (по доверенности) или сдано самостоятельно, но обязательно в специализированный пункт, который может выдать свидетельство об утилизации, необходимое как для получение скидки, так и снятия с учета в ГИБДД.
Вместе с тем, выделяемые на утилизацию средства бюджета остаются невостребованными. В сфере утилизации транспортных средств не решен ряд проблем в области стандартизации работ по утилизации транспортных средств, учета подлежащих утилизации ТС, получения госсубсидий на утилизацию, лицензирования деятельности по работе с отходами при утилизации ТС, возвращения и легализации оборота б/у деталей.
Алексей Синицын предложил направить в адрес Совета Федерации и Минпромторга России предложения по реализации пилотных проектов в сфере утилизации автотранспорта по отдельным регионам.
С вопросом о переходе к безналичным платежам выступил депутат Государственной Думы РФ Андрей Луговой. Он подчеркнул необходимость перехода к безналичным формам расчета за лом в целях вывода ломозаготовки из серой зоны. Одновременно он остановился на проблеме ведомственного взаимодействия при продвижении вопроса о переходе к безналичным платежам. В частности, А. Луговой отметил, по его мнению, нецелесообразную позицию Минюста России, требующего для перехода к безналичной системе расчета за лом, внесения изменений в Гражданский кодекс РФ.
Обзор подготовили Валентин БОРОДИН, главный редактор сайта Rusmet.ru, Андрей ЗЕЛЕНИН, генеральный директор Рейтингового агентства «Русмет»