Skip to content

МПС обратилось в суд с иском на сумму $535,8 млн. к одной из самых привилегированных в прошлом экспедиторских компаний — «Трансрейл».

3 мин.

Опубликованно: 2 апреля 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Руда

Как стало известно «Ведомостям», МПС обратилось в суд с иском на сумму $535,8 млн к одной из самых привилегированных в прошлом экспедиторских компаний — «Трансрейлу». При этом ведомству совершенно безразличен исход суда. В случае победы железнодорожникам заплатит «Трансрейл», в случае поражения — потребители.

Компания Transrail Holding AG ( «Трансрейл») была учреждена в 1989 г. самим МПС, а также германской компанией Militzer + Muench и германо-иранской Pers Transport Bar и до 1998 г. была эксклюзивным перевозчиком экспортно-импортных грузов. После учреждения экспедиторской компании «Иристон», по некоторым данным контролируемой сыном экс-министра путей сообщения Николая Аксененко Рустамом, «Трансрейл» стремительно лишился всех скидок и уступил рынок «Иристону».

В связи с тем, что правительство в этом году повысило тарифы МПС всего на 16% , при этом утвердив обширную инвестпрограмму в размере 93 млрд руб. , в бюджете МПС образовался дефицит порядка 40 млрд руб. Ревизия системы скидок и меры по сокращению текущих издержек снизили его до 26 млрд руб. Иск к «Трансрейлу» — очередная попытка министра Геннадия Фадеева уменьшить дыру в бюджете ведомства. Первое слушание дела состоится 12 апреля в Международном арбитражном суде при Торгово-промышленной палате (именно в нем, по договору между сторонами, должны решаться их споры).

Для российского рынка грузовых перевозок сумма в $0,5 млрд огромна. Например, гендиректор «Северсталь-транса» Игорь Левитин называет ее «совершенно невероятной». Источник в руководстве «Трансрейла» утверждает, что даже в пиковом для компании 1998 г. «Трансрейл» с учетом средней скидки 15% перевез грузов на $1,08 млрд (к 2000 г. грузооборот компании упал до $13,2 млн).

Обоснования огромной суммы иска содержатся в письме главы департамента финансов МПС Петра Короткевича в Генпрокуратуру, которое имеется в распоряжении «Ведомостей». По версии МПС, в период 1997 — 2000 гг. «Трансрейл» осуществил перевозки на $535,8 млн, которые до сих пор не оплатил (еще порядка $70 млн должны МПС другие экспедиторы).

Однако в «Трансрейле» утверждают, что задолженность компании перед МПС почти целиком фальшивая, и признают только $4,5 млн долга. Дело в том, что до 2000 г. для отправки груза по железной дороге было достаточно сообщить начальнику станции номер специального кода какого-нибудь отправителя. Номера эти экспедиторские компании держали в строгом секрете. «Трансрейл» утверждает, что его кодами активно попользовались пираты.

Независимые эксперты подтверждают, что «Трансрейл» действительно мог пострадать от беспорядка на дорогах. «Если вам в 1998 г. посчастливилось узнать код «Трансрейла», который пользовался значительной скидкой, вы могли возить по их кодам свои грузы, а счет автоматически выставлялся потом владельцу кода, — поясняет гендиректор «СУАЛ-транспорта» Борис Чертков. — МПС даже у нас пыталось списывать средства на том основании, что мы когда-то пользовались услугами «Трансрейла» и якобы не заплатили».

И Чертков, и Левитин из «Северсталь-транса» говорят, что теперь МПС каждый месяц производит сверку кодов и прежней неразберихи на рынке больше нет.

С версией о пиратстве неофициально соглашается и железнодорожное начальство. «МПС допускает, что по кодам «Трансрейла» пиратским способом возились грузы других грузоотправителей, — заявил «Ведомостям» один из сотрудников ведомства. — Но нам не интересно, кто именно пользовался кодами «Трансрейла», потому что в договоре между МПС и экспедитором четко записано, что «Трансрейл» обязуется оплачивать все перевозки по своим кодам, а потом самостоятельно разбираться со своими клиентами».

Столкнувшись с такой жесткой позицией министерства, президент «Трансрейла» Вернер Альберт выступил с официальным заявлением о том, что руководство МПС «применяет к компании приемы ведения конкурентной борьбы внеэкономическими методами».

Независимый юрист Сергей Беляк говорит, что МПС будет нелегко взыскать деньги с «Трансрейла» — компания зарегистрирована в Швейцарии, и решение третейского суда придется подтверждать в этой стране. Впрочем, не известно, нужно ли это МПС. «Нам важно просто закрыть «повисшую» строку в балансе, — говорит источник в министерстве. — Если мы выиграем суд, возьмем деньги с «Трансрейла», а если проиграем, оформим это как чистый убыток и автоматически возместим $0,5 млрд из тарифов. Этим давно пора было заняться».

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...