Skip to content

МПС игнорирует предложения Президента: Дискриминация экспортеров сохранится?

Как стало известно «Ведомостям», Министерство путей сообщения предлагает правительству забыть идею Владимира Путина об унификации международных и внутрироссийских грузовых тарифов. МПС предлагает правительству просто повысить с 1 мая тарифы на внутрироссийские перевозки на 4,5% , а на экспортно-импортные — на 25,4%. Это повышение тарифов первый замминистра Владимир Морозов и предлагает назвать унификацией, а экспортеры — безобразием.

Бодро начав с секвестра текущих расходов отрасли (в результате чего дефицит бюджета МПС 2002 г. был сокращен с 40 млрд руб. до 26 млрд руб. ) , министр Геннадий Фадеев быстро вернулся к идеологии своего предшественника Николая Аксененко. По сути, железнодорожники предлагают проигнорировать прошлогоднее требование президента Путина провести унификацию внутренних и международных тарифов. Первый этап унификации прошел в августе прошлого года, когда был отменен «дорогой» экспортный тариф для грузов, следующих через морские порты. В этом году унификация должна была похоронить «дорогой» тариф и для грузов, следующих через сухопутные погранпереходы. Однако первый замглавы МПС Владимир Морозов в своем письме, которое было разослано в ведомства в пятницу, предлагает вместо унификации снова разделить международные и внутригосударственные перевозки. Для этого с 1 мая тариф внутри страны должен вырасти на 4,5% , а на международных маршрутах — на 25,4%.

Директор Центра фирменного транспортного обслуживания МПС Салман Бабаев, готовивший предложения министерства, указывает на то, что после первого этапа унификации «экспортная ориентация российской экономики только усилилась». По данным Бабаева, на экспортных направлениях сейчас наблюдается 15% -ный рост грузоперевозок, а на внутренних маршрутах объемы упали на 2%.

Исправлять эту тенденцию МПС предлагает за счет только некоторых экспортеров. Например, экспортный тариф на каменный уголь будет дороже внутреннего только на 20%. Металлургам повезло меньше. Их тариф будет увеличен на 45% , и только при экспорте в Юго-Восточную Азию через дальневосточные порты (на расстояние больше 5000 км) тариф будет понижен на 65% по сравнению с нынешним. Это выгодно трем крупным западносибирским меткомбинатам — Кузнецкому, «Запсибу» и Нижнетагильскому, которые получат возможность штурмовать азиатские рынки, а МПС — загрузить пустующие дальневосточные порты. А «Северсталь» и НЛМК, расположенные в европейской части страны, потеряют деньги, потому что МПС не собирается субсидировать их экспорт в Европу. Как говорит директор «Северстали» по сбыту Роман Алимов, его компания потеряет на транспортных издержках порядка $1 млн при экспортных перевозках металла и $2,6 млн — при внутрироссийских. «И это без учета увеличения стоимости транспортировки руды», — говорит Алимов.

Не менее болезненно предложение железнодорожников для алюминиевой отрасли (для них внутренний тариф повысится на 4,5% , экспортный — на 25 — 28% ). По подсчетам гендиректора «СУАЛ-транспорта» Бориса Черткова, «СУАЛ» будет платить МПС около $70 млн в год вместо нынешних $60 млн. Чертков считает «безобразием» то, что «МПС собирает с нас дополнительный налог подобно фискальному органу». А Бабаев из МПС и не скрывает фискальных амбиций своего ведомства. «Устанавливая более высокий тариф для импортеров, мы, по сути, взимаем 20% НДС, которые внутренний производитель платит, а импортеры — нет, что несправедливо», — разъясняет чиновник.

Впрочем, предлагая сохранить разделение тарифов на внутренние и внешние, МПС послало в правительство и два «нежелательных» для себя варианта. Согласно одному из них для черной и цветной металлургии тарифы вырастут на 30% , а для всех остальных — на 12,8%. В другом варианте на 12,8% тарифы вырастут для всех отраслей.

В Минэкономразвития вчера не смогли прокомментировать инициативу МПС. Зато источник в аппарате вице-премьера Виктора Христенко, которому предстоит принять решение по этому поводу в среду, предположил, что «никто не станет по просьбе МПС игнорировать требование Путина об унификации».

ВЫБОР ХРИСТЕНКО.

Варианты, лоббируемые МПС:

1) разделение перевозок на внутренние (тариф повышается на 4,5% ) и международные (на 25,4% ). Однако экспортный тариф для алюминщиков повышается на 28% , на нефть и нефтепродукты — на 45% , на уголь — на 20% , на щебень — на 40% ;

2) тариф на внутренние перевозки повышается на 4,5% , на международные — на 25,4%. Тариф на экспорт черных металлов — на 25,4% , угля — на 20%.

Варианты, против которых возражает МПС:

1) равное повышение тарифов на 12,8% для всех отраслей, кроме угольной промышленности и промышленности минеральных удобрений, где действуют тарифы, субсидирующие экспорт;

2) дифференцированное повышение тарифов в среднем на 13%. При этом тарифы на цветные металлы, нефть, нефтепродукты и черные металлы (при экспорте в Юго-Восточную Азию) повышаются на 30%.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...