Сделанное заявление позволяет предположить, что в менее отдаленной перспективе ArcelorMittal будет добиваться присутствия в России иными способами. Например, при помощи покупки компаний с профильным видом деятельности. На днях стало известно о том, что концерн Миттала интересуется выставленными на аукцион российскими компаниями «Якутуголь» и «Эльгауголь». Cпециально для того, чтобы провести оценку перспективности якутских месторождений, ArcelorMittal нанял международное консалтинговое агентство Becker & McKinsey. 5 октября, когда состоится аукцион, станет ясно, насколько серьезны намерения Лакшми Миттала в отношении якутских компаний.
Примечательно, что Миттал совсем недавно ушел с российского рынка. Чуть больше года назад ArcelorMittal продал принадлежащие ему 25% акций российской компании «Севергал» (СП с «Северсталью» по выпуску оцинкованного автолиста). Эксперты связывали это решение с тем, что недавним конкурентам Arcelor стало трудно работать вместе.
Вряд ли компании Лакшми Миттала станет легче работать в России и несколько лет спустя, полагают аналитики. Для строительства металлургического завода требуются средства, вполне вписывающиеся в инвестиционный план компании, однако цена вопроса тут не самое главное. Как утверждает аналитик ИК «Антанта Капитал» Владимир Попов, главное — ситуация на рынке в целом. «Во-первых, у нового игрока неизбежно возникнут проблемы с уже представленными на рынке компаниями. Во-вторых — нельзя сбрасывать со счетов политическую обстановку. Любое нормальное государство настороженно относится к зарубежным крупным игрокам, заботясь об отечественных производителях, и Миттал это понимает», — говорит эксперт.
Возможность понять и прочувствовать на себе отношение чужого государства к иностранным инвесторам у Лакшми Миттала уже была, когда он купил на аукционе украинскую «Криворожсталь». «Тогда он был вынужден заплатить цену, сильно превышающую рыночную, и пойти на не очень выгодные условия. Плоды своего успеха Миттал пожинает до сих пор и, вероятно, не хочет повторения той же ситуации в России, поэтому и говорит о долгосрочных планах. В ближайшей перспективе ему имеет смысл сконцентрироваться на рынках Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки», — говорит Владимир Попов.