Skip to content

Минпромторг России готовит изменения законодательства, связанные с уточнением происхождения российских промышленных товаров

5 мин.

Опубликованно: 31 августа 2022

Черная металлургия

Минпромторг России готовит изменения законодательства, связанные с уточнением происхождения российских промышленных товаров

Минпромторг России подготовил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части регулирования вопросов, направленных на совершенствование законодательства в целях формирования спроса на российские товары) (прилагается, далее – Проект и Закон соответственно).

Законопроект направлен в целом на поддержку российского производителя промышленной продукции, что должно безусловно всячески приветствоваться.

Вместе с тем, по мнению Русмет, в целях создания прочного фундамента для развития отечественного промышленного производства требуется выработать стройную и непротиворечивую систему норм, которая позволит без лишних вопросов воспользоваться теми благами, на достижение которых направлен Проект.

Проект следует доработать, в том числе в разрезе последовательного использования понятий.

Прежде всего нарекания вызывает понятийный аппарат Проекта, с которого и начинается регулирование и стимулирование российских производителей промышленных товаров.

Так, в понятийном аппарате Проекта встречаются термины «промышленность Российской Федерации», «отечественный товар», «отечественное решение», «российские товары», «российский производитель промышленной продукции», «российская промышленная продукция». Несмотря на семантические отличия, указанная терминология может подразумевать одинаковые с точки зрения правовой квалификации явления, в связи с чем желательно привести соответствующие определения к единообразию в целях исключения разночтений при правоприменении.

При этом необходимо устранить и внутренние противоречия, которые выявляются при анализе проектируемых в Законе определений.

Прежде всего следует обратить внимание на пункт 11 статьи 3 Закона, который изложен Проектом в новой, следующей редакции:

«11) государственная информационная система промышленности — федеральная государственная информационная система, являющаяся единой цифровой платформой промышленности Российской Федерации и обеспечивающая формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития;».

Напомним, что существующая редакция более лаконична на обилие словосочетаний: «государственная информационная система промышленности — федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития;». Предлагается не отягощать понятие государственной информационной системы промышленности, поскольку помимо предлагаемого Проектом регулирования, вопросы эксплуатации государственных информационных систем и основные требования к ним подробно определены в статье 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Тем самым, мы можем допустить перенасыщение определения, в связи с чем объективно возникнут противоречия. Например, проектируемое понятие не учитывает такой важный аспект функционирования ГИС, как защита информации и ее использование для госуправления. Тем самым, при правоприменении возникнет вопрос, так как нормы Закона являются специальными, то есть обладают приоритетом перед Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ, нужно ли уделять внимание в регулируемом случае защите информации и другим вопросам, указанным в статье 11 Закона № 149-ФЗ, ведь, исходя из проектируемого понятия, последние не включены в необходимые аспекты функционирования государственной информационной системы промышленности.

Очевидно, что понятие Проекта «технологический суверенитет промышленности — направление промышленной политики в целях обеспечения необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области промышленного производства, в том числе посредством преимущественного использования отечественных товаров, материалов, сырья и технологий, разработанных на основе отечественных решений;» по сути не содержит указание, что речь идет именно о российской промышленности. При этом, не ясно почему указанный суверенитет должен быть только технологическим? В частности, отток кадров и капитала, при любом состоянии технологического суверенитета, не сможет вдохнуть в него жизнь. Одностороннее понимание промышленного суверенитета России, не приведет к желаемому результату, к истинному суверенитету.

В связи с этим Русмет полагает, что целесообразно пересмотреть подход Проекта и расширить понимание промышленного суверенитета России, который бы подразумевал комплекс мер, направленных на обеспечение, развитие и удержание внутри России кадрового, финансового, технологического, административного и материального потенциала, направленного на развитие российской промышленности, в том числе посредством преимущественного использования отечественных товаров, материалов, сырья и технологий, разработанных на основе отечественных решений.

Согласно проектируемому пункту 3.1. статьи 3 Закона, российский производитель промышленной продукции — это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Очевидно, что не всякое лицо, может создавать и выпускать российскую промышленную продукцию. Использованный Проектом «принцип почвы» приведет к тому, что именно он и подорвет суверенитет, о котором мы говорили выше и ради которого и принимается Проект. В частности, дача возможности производить именно российские товары всем иностранцам, лишь бы это происходило у нас на территории или шельфе, уже стало показательным после событий 24 февраля 2022 г. Именно такую очередную бомбу замедленного действия предлагается ввести Проектом, что в существующих условиях является недопустимым. Проектом будет введен эрзац суверенитета, который посыплется, как только инвесторы почувствуют давление на них в том числе в рамках вторичных и третичных санкций и начнут уходить с нашего рынка.

Законодательно мы и так не запрещаем работать иностранным компаниям у нас. Но возводить их продукцию в рамки отечественных товаров, связывая это с суверенитетом в корне не верно и стратегически заведет нас в тупик. Таким образом, российским производителем продукции должно быть только российское юридическое или физическое лицо, производящее товары в России. Дополнительно можно рассмотреть вопрос о придании режима российских товарам, произведенным российскими компаниями за рубежом для их реализации на территории России или выручка от реализации которых репатриируется в Россию.

То же замечание справедливо для вводимого Проектом определения «российская промышленная продукция — промышленная продукция (товары), произведенная (-ые) на территории Российской Федерации, которая (-ые) отвечает (-ют) критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, предусмотренными пунктом 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;». Полагаем, что и в этом случае происходит подмена понятия российской продукции, и продукции, выпущенной на территории России, в связи с чем предлагаем рассматривать российскую продукцию именно как товары, произведенные российскими компаниями.

Русмет считает, что Проект нуждается в более детальной проработке в своей концептуальной части.

/Русмет, Зеленин А./

pdfПроект ФЗ О внесении изменений в ФЗ О промышленной политике в РФ

 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...