По мере того как российская экономика реструктурируется и становится неотъемлемой частью глобальной, в нашем обществе все отчетливее проявляется конфликт, значение которого пока недооценено.
С одной стороны, подрастает и становится все более активным как в культурном, так и в экономическом плане новое поколение россиян, не знакомых с реалиями советской жизни и практикой коммунистического управления. Оно воспитывается в условиях, принципиально отличающихся от тех, в которых жили предыдущие поколения, — в условиях демократии, информационной открытости, свободы выезда за рубеж и занятия частным бизнесом.
На другом полюсе общества — правоохранительная система, которая на сегодня остается одним из самых консервативных государственных институтов страны. Именно правоохранительные органы в наибольшей степени сохранили черты советской системы управления: тотальное неуважение к людям, фактическое отсутствие принципа презумпции невиновности, ужасающее состояние мест заключения, жесткое (если не жестокое) отношение к подследственным.
Кого охраняем?
Как свидетельствует опыт реформ XX в. , именно правоохранительные органы должны быть одним из главных объектов внимания со стороны общества в новых демократических государствах, пришедших на смену тоталитарным либо авторитарно-диктаторским режимам. И самое главное здесь — привить сотрудникам правоохранительной системы новое, отвечающее ценностям демократического общества понимание, что значит служить государственным интересам.
Государство, возведенное в абсолют, всегда обнаруживало естественное стремление подменить собою народ, что и наблюдалось в нацистской Германии, фашистской Италии, сталинском СССР и даже в Америке во времена маккартизма. Правоохранительные органы тогда перестают воспринимать себя как защитников правопорядка. Государство становится «выше права», и на место защиты закона приходит охрана порядка. После чего права человека становятся пустым звуком.
Демократизация правоохранительной системы в европейских странах проходила под лозунгом французского философа Жака Маритена: «Государство является инструментом на службе человека, и заставлять человека служить этому инструменту есть политическое извращение». В России же правоохранительные органы по-прежнему исповедуют идеологию защиты государства, которое в их понимании отождествляется с бюрократией. Они защищают государство чиновников, в то время как подлинная задача правоохранительной системы — защита общества, всех граждан. В том числе и собственности граждан, на деньги которых бюджет финансирует деятельность правоохранительных органов.
Даже через 10 лет после неудачного завершения коммунистического эксперимента в правоохранительной системе господствует точка зрения, что главная задача — защита государственной собственности. Частная собственность воспринимается в лучшем случае как личная собственность граждан. Защита собственности крупных банков, компаний и акционерных обществ фактически перекладывается на их собственные плечи. Но замыкаться только на задаче защиты государственной собственности сейчас совершенно несерьезно: государство в России уже давно лишь один из крупнейших собственников.
Подобное отставание развития правоохранительных органов от развития общества — серьезная проблема.
Прежде всего, оно безусловно ухудшает инвестиционный климат. Репутация российской правоохранительной системы сейчас такова, что иностранные инвесторы воспринимают ее как дополнительный фактор риска. Страна потеряла не один миллиард долларов из-за опасений крупных международных корпораций по поводу способности правоохранительных органов обеспечить сохранность их собственности и личную безопасность сотрудников.
Унизительно, что в восприятии крупного международного бизнеса наша правоохранительная система проигрывает многим далеким от политической и экономической стабильности развивающимся странам. Однако в стратегическом плане еще большую озабоченность вызывает иной конфликт.
Бегство от системы.
В отличие от нашего поколения, пожившего в СССР и привыкшего иметь дело с «органами» (от старших мы слышали и о гораздо худших временах) , молодые люди, выросшие в эпоху глобализации, восприняли совершенно иные ценности. Многие из них успели на своем опыте познать цену уважения прав личности.
Это поколение не готово терпеть унизительного к себе отношения. Оно уже вполне самодостаточно и вполне конкурентоспособно на зарубежных рынках труда. Столкнувшись в свои 25 лет с особенностями нашей правоохранительной системы (от инспекторов ГАИ до проверки наличия регистрации на московских улицах) , некоторые молодые люди принимают решение об эмиграции.
В материальном плане они ничего не теряют, скорее приобретают. А вот теряет ли от их отъезда наше общество? Да, и очень много. На каждом из молодых ребят, получивших здесь образование и уехавших за границу делать карьеру или вести бизнес, мы теряем не менее $3 млн. Сегодня в Нью-Йорке живет свыше 600 000 выходцев из России. И только 1/6 из них эмигрировали из СССР. Не менее трети эмигрантов из постсоветской России приехали в США, когда им не было 30 лет. Бегство из страны творчески одаренной и образованной молодежи, имеющей основания уважать себя и требовать уважения от государства, обходится нашему обществу в миллиарды долларов.
По меньшей мере неумно закрывать глаза на то, что откровенно советский характер нашей правоохранительной системы (как и армии) — одна из важнейших причин, по которой из страны уезжает до 100 000 человек в год. Именно поэтому перестройка правоохранительных органов — серьезная задача.
Направления реформы.
Во-первых, правоохранительная система должна основывать свою деятельность на уважении и строжайшем соблюдении прав личности. Мы гораздо меньше потеряем, если не посадим одного виновного, чем если накажем хотя бы одного невинного. Органы охраны правопорядка должны без всякого сожаления избавляться от сотрудников, которые позволяют себе иметь мнение, отличное от Конституции страны, закрепляющей права и свободы личности.
Во-вторых, за счет сокращения численности мы должны резко повысить заработную плату сотрудникам правоохранительных органов. Дешевая правоохранительная система в конечном счете обходится обществу дороже: ее сотрудники думают не о защите экономики и правопорядка, а об использовании своих административных возможностей для дополнительного заработка.
В-третьих, на сегодняшний день мало кто возьмет на себя смелость отрицать необходимость перестройки пенитенциарной системы. Из молодых людей она создает преступников и отчуждает их от общества, вместо того чтобы внушать им уважение к правам личности и готовить к интеграции в нормальное общество.
В-четвертых, любые издержки на создание профессиональной армии компенсируются притоком молодых людей в производство. Наша страна еще не вошла в период устойчивого роста, а промышленность уже хронически испытывает нехватку рабочих рук. Активные молодые ребята нужны нам гораздо больше в производстве, чем в казармах, куда стремятся загнать всех без разбора чиновники в погонах.
Реформа правоохранительной системы назрела и требует решительных действий. Нарастающий конфликт между молодым поколением и советским менталитетом правоохранительной системы должен быть безотлагательно разрешен в пользу будущего нашей страны.
Автор — председатель правления НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский.