Центр макроэкономических исследований компании БДО ЮНИКОН провел очередное исследование состояния и перспектив развития металлургического комплекса в 2003 году, которое показало, что предприятия черной и цветной металлургии России значительно увеличили свои производственные и финансовые показатели.
Согласно данным исследования, в 2003 году в металлургическом комплексе сложилась благоприятная ситуация под воздействием роста спроса практически на все металлы со стороны внутренних и внешних потребителей. Данная ситуация способствовала росту промышленного производства в цветной и черной металлургии, который в 2003 год по сравнению с 2002 годом составил 106,2% и 108,9% соответственно.
В ходе исследования была проанализирована ценовая ситуация на основные виды продукции, выпускаемой предприятиями черной и цветной металлургии, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. За 2003 год цены производителей никеля выросли на 72,7%, алюминия – на 4,8%, меди – на 31,7%. В то же время на мировом рынке рост цен был более значительным: на алюминий – на 13,1%, никель – на 96,9%, медь – на 38%.
На рынке большинства черных металлов и изделий из них также отмечался рост цен. За 2003 год цены производителей выросли на сталь листовую горячекатаную на 33,5%, сталь холоднокатаную – на 26,9%. В то же время увеличение контрактных цен экспорта горячекатаного проката составило 26,3%, холоднокатаного проката – на 35,1%.
На протяжении 2003 года наблюдалось увеличение доли экспортных поставок в объеме производства продукции практически по всем товарным группам черных металлов. Напротив, экспортные поставки большинства цветных металлов сократились.
В исследовании отражено состояние мирового производства и потребления отдельных видов цветных металлов. Результаты свидетельствуют о несбалансированности спроса и предложения на рынке цветных металлов. Среди черных металлов наблюдается устойчивая тенденция роста производства стали в Азии. В результате в 2003 году доля Азии в мировом производстве стали составила около 45%. В России производство стали сосредоточено в основном в 6 компаниях, на долю которых приходится 73% рынка.