Skip to content

Металлургам не хватает угля

4 мин.

Опубликованно: 14 августа 2008

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Энергоносители

До конца этого года Россия планирует ввести ограничение на экспорт коксующегося угля из страны. В условиях дефицита собственного угля украинским металлургам придется искать коксующийся уголь на других рынках. Ситуацию усугубляет отсутствие глобоководных перегрузочных комплексов в морских портах


Вчера в Днепропетровске состоялось балансовое совещание комиссии горно-металлургического комплекса. На нем представители крупнейших предприятий отрасли обсуждали, как решить проблему с нехваткой коксующихся углей в производстве. «Проблема существует давно, и с каждым годом дефицит становится все больше и больше», — сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор «Укркокса» Анатолий Старовойт. В ближайшее время нехватка коксующихся углей может стать еще ощутимей. Причина — Россия намерена ввести квоты на экспорт кокса из своей страны.


Российское правительство уже создало межведомственную комиссию, которая рассматривает вопрос о введении лимита на вывоз угля. На таком решении настаивают российские металлургические компании, которые жалуются на нехватку кокса. «Россия давно планировала ввести ограничение на экспорт, — рассказывает директор энергетических про-грамм центра «Номос» Михаил Гончар. — На этот раз, учитывая недавнее политическое обострение между странами, российское правительство перейдет от слов к делу». По словам Гончара, главным фактором в ограничении поставок является подрыв конкурентных позиций украинских металлургов: «Известно, что главными конкурентами российских металлургов выступают именно украинские производители».


На сегодняшний день главным поставщиком коксующегося угля в Украину является российская компания «Мечел». Две недели назад в ее адрес от премьер-министра России Владимира Путина прозвучала резкая критика. Он был возмущен тем, что «Мечел» поставляет уголь на внутренний рынок по более высоким ценам, чем на экспорт. Сейчас стало известно, что Федеральная антимонопольная служба предложила «Мечелу» снизить цену на уголь для внутреннего рынка на 30%. Кроме того, Путин дал понять, что в ближайшее время Россия точно сократит экспорт коксующихся углей.

Дефицит угля — 30%


Генеральный директор «Укркокса» Анатолий Старовойт считает, что сократить экспорт коксующихся углей Россию вынуждает рост внутренних потребностей российской металлургии в коксе. «Российский рынок постоянно растет, а коксующегося угля не хватает», — утверждает он.


В сложившейся ситуации украинские металлурги вынуждены искать альтернативные пути поставок коксующегося угля в Украину. По прогнозам Минуглепрома, в 2008 году добыча коксующегося угля в Украине составит порядка 25 миллионов тонн. Реальная потребность на сегодняшний день составляет 32 миллиона. Внушительный недостаток должны восполнить импортеры. Так, порядка 4 миллионов тонн металлурги планируют закупить у России, еще 2 миллиона — у поставщиков из Польши, Канады, США и Казахстана.


«До отмены экспорта дело вряд ли дойдет, — считает руководитель аналитической группы «Металл Эксперт» Владимир Терловой. — Но в такой ситуации Украине лучше подумать об альтернативных поставках коксующегося угля». По словам эксперта, для этих целей Украине необходимо развивать морское сообщение.


Его мнение разделяет исполняющий обязанности гендиректора «Укрметаллургпром» Виктор Лесовой. «Этим вопросом нужно было давно уже заниматься, — считает он. — Румыния имеет порт в Констанце, который может принимать суда 160-тысячники, а мы везем сырье на своих чайках, при том, что берега у Украины гораздо больше».


Необходимость в развитии современных импортных угольных терминалов поняли и в Минпромполитики. К такому же выводу пришли специалисты Министерства окружающей среды и промышленной ассоциации «Укркокс». Импорт коксующегося угля морским путем чиновники признали наиболее приемлемым.

Уголь из Бразилии

По словам пресс-секретаря меткомбината им. Ильича Сергея Магеры, появление угольных терминалов в портах позволит Украине расширить круг стран-импортеров угля: «Появится возможность покупать уголь у Бразилии, Австралии, например, к тому же это позволит Украине снизить зависимость от российского угля».


Магера также отмечает, что в настоящее время вопрос обеспечения украинских компаний коксующимся углем носит политический характер и рассчитывать на стабильность в этом вопросе не стоит.


«Сейчас погрузки коксующегося угля осуществляются в Южном порту, — рассказывает Анатолий Старовойт. — Еще один перегрузочный комплекс будет построен в Севастополе».


О необходимости развития морского порта в Севастополе также заявлял народный депутат от «НУ — НС» Ярослав Джоджик. «Для приморского города развитие портовой инфраструктуры влияет на достаток населения и успешность экономики», — считает он. Нардеп предложил депутатам Верховной Рады пересмотреть государственный бюджет с целью включения Севастопольского порта в список проектов государственной реконструкции на 2008 год.


Севастопольский порт отличается от остальных украинских портов наличием фарватера, глубина которого составляет порядка 16 метров, а также подъездных железнодорожных путей. Все эти условия позволят в достаточно короткие сроки построить универсальный перегрузочный комплекс, который сможет принимать суда с грузом более 100 тысяч тонн. Помимо перевалки углей, такой универсальный комплекс сможет обрабатывать и инертные грузы, которые используются в строительстве — щебень и песок.


Строительство портов вряд ли позволит металлургам сэкономить на цене поставок, однако полностью решит вопрос с дефицитом углей для стабильной и бесперебойной работы отечественных металлургических предприятий.


Корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД)
и ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» в конце июля создали двусторонний консорциум, одной из главных целей которого будет строительство на черноморском побережье Украины глубоководного грузового порта. Место строительства пока не разглашается.
Инициатором строительства в Севастополе перегрузочного комплекса является стивидорная компания «Авлита». Согласно проекту, комплекс сможет принимать в год около 8,5 миллиона тонн грузов, в том числе 4 миллиона тонн угля и 4,5 миллиона тонн — песка и щебня.

Металлургам не хватает угля.

2 мин.

Опубликованно: 17 февраля 2004

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Энергоносители

Во вторник стало известно, что США, Индия, Италия и Япония собираются сокращать производство своей стали из-за дефицита кокса. Это известие должно порадовать всех сталелитейщиков, кроме российских.

Американские и индийские сталепроизводители решили сокращать объемы производства, потому что им не хватает коксующегося угля. Вскоре к этой инициативе присоединятся Италия и Япония.

Как считает аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев, сложившиеся обстоятельства если и повлияют на аутсайдерское положение русской стали на мировом рынке, то крайне незначительно. По мнению Дениса Нуштаева и западных аналитиков, тревога зарубежных сталепроизводителей из-за угля связана в первую очередь с тем, что Китай сократил экспорт кокса и увеличил его импорт, и из-за этого выросли цены на уголь. Денис Нуштаев предположил, что в принципе может сложиться ситуация, при которой странам Европы придется увеличить экспорт стали из России и, соответственно, снизить ввозные пошлины. По мнению господина Нуштаева, на такой шаг могут пойти Франция, Германия и, может быть, Япония. Экспорт же угля (пару лет назад Россия, по словам Дениса Нуштаева, экспортировала 40% общего объема производства угля в мире) Россия вряд ли увеличит, поскольку сейчас потребности в угле на российском внутреннем рынке очень высоки, и России и так пришлось сократить экспортные поставки на 10-15%.

По данным агентства Bloomberg, сейчас цена на коксующийся уголь, импортируемый из Китая, на $175-200 выше, чем в декабре прошлого года, и на $300-330 больше, чем в 2001году.

Специалист одной из крупнейших металлургических компаний в России в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что сокращение объемов производства мировых сталелитейщиков – это радостная новость для мирового стального общества, для которого превышение производства стали над потреблением стало одной из главных проблем. Дело в том, что для зарубежных сталепроизводителей самую большую опасность представляет Китай, который не только активно строит новые стальные заводы, но и еще более активно сталь потребляет.

Если же потребление в Китае снизится, а темпы роста отрасли сохранятся, то это может нанести сокрушающий удар по мировым ценам на сталь. «Мировому рынку придет в таком случае конец, поэтому сейчас необходимо наладить баланс спроса и предложения и, соответственно, сократить объемы производства. Но для России это ничего не изменит, возможно, что Индия увеличит свои поставки из России, да и то незначительно», – предположил наш собеседник.

Эксперт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Буданов заметил, что дефицит коксующегося угля в мире – ситуация временная, поскольку, как во всем мире, так и в России в целом запасы угля велики, и это лишь локальный дисбаланс, который существенного стратегического значения не имеет.

«Сокращение производства вместе с мировым ростом спроса на сталь обязательно повлечет за собой повышение цен на стальную продукцию», – считают аналитики австралийского инвестиционного банка Macquarie Bank. Ведущие европейские сталепроизводители Corus Group, Arcelor, ThyssenKrupp уже объявили о том, что в апреле вновь поднимут цены на свою продукцию.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...