Он — ядро проекта, конфигурация которого сильно зависела от того, как сложится сотрудничество Вадима Варшавского с федеральными и региональными властями. На этом фронте получилось не всё.
Фактура
ООО «Ростовский электрометаллургический заводъ» (РЭМЗ, входит в группу компаний «ЭСТАР») в конце мая окончательно оформило разрешительные документы на запуск предприятия в эксплуатацию. 12 июля прошлого года предприятие было пущено в так называемом «холодном режиме». В начале 2008 года его руководство объявило о пуске РЭМЗа уже в «горячем режиме», с началом серийных плавок и выпуском товарной продукции — литой квадратной заготовки.
РЭМЗ — главный донской проект известного предпринимателя Вадима Варшавского. Производимая на нём литая квадратная заготовка сечением 130 и 150 мм для передельческих заводов составляет, по оценке специалистов одного из ведущих английских трейдеров, компании STEMKOR UK Ltd., половину от потребляемых мировым рынком 17–18 млн тонн в год. В Росстрое полагают, что арматура и стальная заготовка найдут сбыт в Турции, которая испытывает в настоящий момент аналогичный российскому строительный бум, и в Иране, куда металл будут отправлять по Дону через Усть-Донецкий порт.
Пока предприятие работает на 40% своих возможностей, выпуская продукции на 100 млн долларов в месяц. Выход на проектную мощность ожидается лишь в сентябре, а с началом выпуска арматуры РЭМЗ намерен увеличить объёмы выпуска товарной продукции ещё на четверть. При этом у него до сих пор имелись лишь фьючерсные контракты на поставку продукции, поскольку с начала серийных плавок РЭМЗ фактически пять месяцев лил заготовки без документов о принятии завода в эксплуатацию. Только теперь «квадраты» начнут покидать затоваренные склады предприятия и настанет черёд строительства второй очереди завода.
По сравнению с первоначальным планом соучредителей ГК «ЭСТАР», Вадима Варшавского и члена совета директоров Межпромбанка Сергея Веремеенко, разработанным в 2004 году, проект претерпел некоторые изменения. Паспортная мощность первой очереди завода увеличена с 730 до 750 тысяч тонн в год выпуска непрерывнолитой квадратной стальной заготовки. Соответственно оказался отложен пуск РЭМЗа в эксплуатацию — серийные плавки предполагалось начать в ноябре 2006 года, но в итоге этот срок удлинился почти на год. Задержали пуск и длительные переговоры со структурами РАО ЕЭС об обеспечении завода энергоресурсами, и то, что «ЭСТАРу» пришлось взять на себя строительство всей инженерной инфраструктуры. Ожидалось, что эти затраты будут поделены с региональным бюджетом.
Конфигурация отношений и проекта
Хорошо поставленные пиар-компании вокруг строительства РЭМЗа позволили Вадиму Варшавскому в течение почти двух лет быть в центре внимания донского бизнеса, как одному из крупнейших инвесторов Ростовской области. А заодно и повторно избраться в Госдуму от руководящей партии. «Под Варшавского» завязано уже свыше дюжины проектов, реализуемых на Дону, — на общую сумму 700–800 млн долларов (свинокомплексы, виноделие, торгово-развлекательные комплексы, строительство жилья, угледобыча, металлургия, автосервис, футбольный клуб). Вадиму Варшавскому удалось выстроить особые отношения с администрацией области. Основаны они на том, что бизнесмен открыт для предложений властей, за что и пользуется их поддержкой. Варшавский — едва ли не первый федерал, который попал в «команду» губернатора Владимира Чуба. Сама областная администрация также была заинтересована в появлении крупного бизнесмена, способного взять на себя ряд амбициозных проектов, на которые у многих местных предпринимателей не хватило ресурсов. Содействие донских властей проектам г-на Варшавского прослеживается в течение нескольких последних лет.
Однако в связи с металлургическими проектами планировалось, что сотрудничество с областью будет более масштабным. Варшавский был готов начать строительство в Красном Сулине, где донское руководство разметило площадку для организации особой экономической зоны промышленного типа (ОЭЗ), «Южнороссийского электрометаллургического завода» (ЮРЭМЗ). Область в таком случае получала крупного инвестора-резидента, а Варшавский мог бы воспользоваться результатом лоббистских усилий руководства области на федеральном уровне. Пока ра зыгрывалась эта партия, Вадим Варшавский заявил проект так называемого «Южного индустриального района» (ЮИР), в котором должны были разместиться один из свинокомплексов ООО «Русская свинина», два металлургических завода и один завод ферросплавов, цементный завод, завод технологического газа, шахта «Восточная» и «Экспериментальная ТЭС». Но конструкция сотрудничества с областью в данном случае оказалась шаткой. Время шло, но ничто не говорило о том, что можно рассчитывать на федеральную помощь. Становилось всё яснее, что собственными усилиями проект не поднять — предполагаемые затраты на инженерную инфраструктуру в ЮИР без поддержки из федерального бюджета делали проект окупаемым только в перспективе бесконечности. В результате бизнесмен в феврале объявил об отказе от строительства цементного завода и завода ферросплавов, а также от ряда девелоперских проектов. Второй металлургический завод решили строить не в районе Красного Сулина, где отсутствуют коммуникации, а на площадке по соседству с РЭМЗом с его избыточной инфраструктурой. Завод технологического газа по производству аргона, кислорода и др. теперь также будет перенесён на уже готовую площадку РЭМЗа. Заявленные мощности ЮРЭМЗ — 960 тысяч тонн. На заводе будут производить дефицитную в стране строительную балку, окатыши с более качественным составом шихты, а также профили, сортовой прокат строительного назначения. Собственник предполагает оснастить ЮРЭМЗ индивидуальным прокатным станом и установкой ковш-печь итало-швейцарской компании Concast AG, потратив на реализацию проекта 350 млн евро. Его закладка ожидается в начале августа, продлится строительство около трёх лет.
Впрочем, и местные власти тоже дали повод для недопонимания. Кроме незначительных для столь масштабного проекта льгот по размещению завода на «шахтёрской территории», инвестор не получил финансовой поддержки региональных и местных властей по сооружению коммуникаций для РЭМЗа. В итоге запланированная по первоначальной смете проекта сумма в 4,7 млрд рублей почти удвоилась. По утверждению г-на Варшавского, на сегодняшний день на строительство первой очереди потрачено уже 6,6 млрд рублей и ещё 1,5 млрд рублей потребуется для пуска в середине 2009 года второй очереди (монтаж прокатного стана для выпуска 600 тысяч тонн в год арматурной стали и катаной проволоки). При этом стоимость инфраструктуры оценена руководством РЭМЗа в 15% от всей суммы проекта, что составляет ни много ни мало порядка 1,2 млрд рублей (половина ушла только на энергетику).
Как пояснил «Эксперту ЮГ» заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области Игорь Далаксакуашвили, «если бы завод был размещён в Азовской промзоне, то, к примеру, водоснабжение обошлось бы РЭМЗу практически бесплатно, так как область всё равно решала задачу обеспечения водой Азова. Просто чуть увеличим диаметр трубы и снабдим водой “посаженный” здесь завод по изготовлению чипсов компании PepsiCo. В Кулешовской промзоне область также пошла фактически на пятилетнее кредитование Coca-Cola для строительства инженерных сетей. В Шахтах же и без того существуют проблемы с водоснабжением, поэтому инвестору пришлось самому брать на себя расходы по строительству коммуникаций».
Ранее Владимир Чуб уже говорил о том, что область пока не готова подводить инфраструктуру к забору инвестора. Однако с особо важными инвесторами (например, IKEA, Соca-Cola) выстраивались индивидуальные отношения, в результате которых область брала на себя финансовые обязательства. Не совсем ясно, по какой причине г-н Варшавский, реализующий один из крупнейших инвестпроектов на Дону, такой поддержки лишился. Причём тогда, когда проект свернуть уже невозможно.
Металлический потолок
Опубликованно: 16 июня 2008