/Rusmet.ru/ Совместные усилия НП «Русская Сталь» и НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» принесли результат. В Минтрансе подготовлен проект распоряжения отменяющий положения Приказа №294 в части требования укрытия металлолома деревянными щитами.
В рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства РФ А.В.Дворковича и Министра РФ М.А.Абызова Экспертный совет при Правительстве РФ провел экспертное обсуждение по теме «перевозка лома черных металлов железнодорожным транспортом». Мероприятие прошло 21 мая в офисе Проектного офиса Открытого правительства по адресу: (Москва, Якиманский переулок, д.6, стр. 1).
Во встрече приняли участие представители рабочей группы Экспертного совета по транспорту и транспортной инфраструктуре, НП «Консорциум Русская Сталь», Министерства транспорта и ОАО «РЖД»НП «Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов» (РУСЛОМ.КОМ), Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС), а также крупные ломопереработчики, такие как Профит, Северсталь Вторчермет.
На основании результатов встречи подготовлено следующее экспертное заключение Отрытого Правительства.
Экспертное заключение
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации провел обсуждение Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 19.09.2013г. № 294 «Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом» (далее – Перечень), вступивший в силу 21 марта 2014 г. с участниками рынка в части изменения условий перевозки лома черных металлов железнодорожным транспортом. Указанным приказом Минтранса России в действующий ранее Перечень внесены изменения, согласно которым лом чёрных металлов должен перевозиться с укрытием пола люковых полувагонов деревянными щитами, а после погрузки груза в полувагоны (как в люковые, так и с глухим кузовом) груз должен быть укрыт сверху по всему периметру деревянными щитами. Основной целью внесения в Перечень указанных изменений является сокращение количества несохранных перевозок лома чёрных металлов.
Экспертами были исследованы следующие вопросы:
-
Проанализирован масштаб проблемы с хищениями лома черных металлов, географические границы и локализация криминогенных маршрутов перевозок.
Эксперты констатировали, что общая сумма недостачи лома черных металлов составляет около 0,01% от объема перевозимого железнодорожным транспортом лома черных металлов.
Эксперты отметили, что проблема с хищениями имеет криминальный характер и локализована, в основном, на Южно-Уральской и Свердловской железных дорогах и на определенных перегонах/станциях, что связано:
— с высоким уровнем безработицы в указанных регионах;
— наличием рынков сбыта — металлургических производств.
Так же эксперты отметили, что успешные мероприятия по борьбе с организованной преступностью в сфере хищения лома (на примере операции на станции ЮУЖД «Нижняя» в 2010 году) могут в разы снизить объем хищений.
Обсуждены экономические последствия применения новых технических условий перевозки лома черных металлов железнодорожным транспортом для грузовладельцев/грузоотправителей (в первую очередь, металлургических предприятий России).
Перевозчик в соответствии с законодательством несет ответственность за сохранность груза, принятого к перевозке. По информации ОАО «РЖД», расходы перевозчика на выплату компенсации грузоотправителям по утраченным грузам — лому черных металлов составляют около 15 миллионов рублей в год.
По оценкам экспертов, установка щитов в соответствии с приказом Минтранса повлечет расходы грузовладельцев/грузоотправителей в объеме около 11 миллиардов рублей в год (по текущему объему перевозок лома черных металлов).
Потребителями лома черных металлов (а также возможными грузовладельцами/грузоотправителями) являются российские металлургические предприятия. Таким образом, дополнительные расходы, связанные с перевозкой лома черных металлов будут возложены на них. По оценкам экспертов, удорожание лома черных металлов при перевозках с укрытием щитами составляет около 700 рублей на тонну или 8% от цены лома.
Перевозка грузов на особых условиях по договорам с ОАО «РЖД» (без укрытия щитами, с возложением рисков по сохранности груза на грузовладельцев/грузоотправителей) повлечет дополнительные платежи грузовладельцев/грузоотправителей за перевозку в размере около 230 миллионов рублей в год (по текущему объему перевозок лома черных металлов, из расчета платы по действующим договорам – 700 рублей с вагона).
-
Обсуждены экологические и иные последствия применения новых технических условий перевозки лома черных металлов железнодорожным транспортом.
По мнению экспертов, следует высоко оценивать экологические риски, связанные с реализацией приказа Минтранса. Для изготовления щитов потребуется вырубить около 10 тысяч гектаров леса ежегодно.
Установка щитов занимает не менее 2 часов на вагон. Таким образом, существенно снижаются сроки обработки вагонов при погрузке/выгрузке. В существующей технологической ситуации на железной дороге это может повлечь нарушение технологических регламентов работы ППЖТ и станций.
По информации представителей Магнитогорского металлургического комбината при разборе щитов при выгрузке лома черных металлов на комбинате будет скапливаться около 10 тысяч кубометров непроизводительной древесины, что потребует создания дополнительного бизнес-процесса утилизации и дополнительных расходов.
-
Проанализирована эффективность укрытия полувагонов деревянными щитами и обсуждены иные возможные способы (включая технологические) повышения сохранности лома черных металлов в перевозке.
По мнению экспертов, укрытие грузов деревянными щитами не является универсальным способом предотвращения хищений лома черных металлов при перевозках железнодорожным транспортом.
Проблема должна решаться комплексом организационно- технических мероприятий, включающим, на первом месте, мероприятия по борьбе с преступностью, а также технологические мероприятия, в основном реализуемые в настоящее время ОАО «РЖД» — маршрутизация, повышенная скорость движения поездов, согласование с грузоотправителем местных технических условий погрузки и укрытия лома и пр.
-
Обсуждены процедурные вопросы принятия Перечня Минтрансом России и предоставления заключения об оценке регулирующего воздействия нормативного акта Минэкономразвития России.
Согласно справке Министерства транспорта и представленным документам установленная законодательством процедура принятия нормативного акта формально соблюдена.
При этом следует отметить, что в заключении об оценке регулирующего воздействия, подготовленном Минэкономразвития России, необоснованно указано, что нормативный акт не создает необоснованных барьеров для бизнеса и дополнительные расходы со стороны пользователей услуг не возникают. Что свидетельствует о недостаточной проработке проекта приказа Минтранса.
В тексте приказа, подготовленном Минтрансом, изменение Перечня в части лома черных металлов введено в сноске мелким шрифтом, что технически способствовало отложенной реакции сообщества и независимых экспертов при ознакомлении с проектом акта.
Также экспертами отмечено, что Минтранс России при разработке приказа занял несбалансированную позицию, а после выхода приказа не принял мер к разрешению спорной ситуации.
Экспертами отмечено, что:
-
На настоящий момент действие приказа Минтранса России Федерации от 19.09.2013 г. № 294 «Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом» в части требований по перевозке лома черных металлов с укрытием деревянными щитами не приостановлено;
-
Минтрансом России для публичного обсуждения размещен проект приказа о внесении изменений в вышеназванный приказ от 19.09.2013 г. № 294 об исключении из Перечня лома черных металлов.
-
Хищения/выбросы лома из вагонов создают риски безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Рекомендации экспертов:
-
Усилить меры по борьбе с преступностью в регионах ЮУЖД и СЖД в целях пресечения хищения лома черных металлов из железнодорожных вагонов.
-
Утвердить приказ Минтранса России о внесении изменений в вышеназванный приказ от 19.09.2013 № 294 в части исключения требований по перевозке лома черных металлов с укрытием деревянными щитами.
-
В случае целесообразности реализовать мероприятия по согласованию ОАО «РЖД» и грузоотправителями/грузополучателями в местах локализации хищений местных технических условий перевозки лома черных металлов (варианты технологии погрузки, крепления, укрытия и пр.). К обсуждению необходимо привлечь НП «Русская сталь» и НП «Руслом» («Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов»), объединяющих значительную долю заинтересованных промышленных предприятий России.
-
В целях недопущения роста расходов потребителей лома черных металлов и оттока груза с железнодорожного транспорта необходимо ограничить создание расходов, влияющих на цену лома и, соответственно, на цену произведенного металла. Таким образом, при принятии решения о реализации мероприятий по обеспечению сохранности лома необходимо изучить вопрос о переводе лома черных металлов из третьего во второй тарифный класс.
-
В процедуре ведомственного и межведомственного согласования нормативных актов необходимо повышать качество комплексного анализа последствий принятия документов, а также привлекать специалистов из заинтересованных компаний для своевременного выявления неблагоприятных экономических последствий принятых решений.
И вот, первый результат! Подготовлен ПРОЕКТ ПРИКАЗА МИНТРАНСА РФ.
О внесении изменения
в приказ Министерства транспорта Российской Федерации
от 19 сентября 2013 г. № 294
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170; № 28, ст. 2891; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (ч.2), ст. 3616; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4596) п р и к а з ы в а ю:
Внести в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 294 «Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2014 г., регистрационный № 31179) следующее изменение:
из пунктов 249, 251, 252, 253, 479, 480 исключить сноску «*» и текст к ней следующего содержания: «* Грузы перевозятся с укрытием пола люковых полувагонов деревянными щитами и после погрузки груза в люковые и глухим кузовом полувагоны, груз сверху укрывается по всему периметру деревянными щитами».
Министр М.Ю. Соколов