В 2008 г. выплавка стали в ЕС-27 будет ниже уровня минувшего года на 2-3% – около 226 млн. т. За 10 мес. текущего года Германия, крупнейший в союзе производитель, снизила производство на 2%, Франция – на 2%, Италия и Великобритания сохранили прошлогодний уровень, а Испания даже превысила его на 9%. Однако на самом деле положение металлургов Евросоюза далеко не блестяще – чуть лучше в Западной Европе, хуже в Восточной. Самое большое снижение производства в Болгарии (-26%) – здесь, правда, проблемы у ведущего производителя Kremikovtzi начались еще до кризиса. |
Первая мера уже есть – с 15 ноября Европейская комиссия ввела временные (на 6 месяцев) антидемпинговые пошлины в размере 2,1-52,2% на импортируемую из КНР стальную проволоку, прутки и арматуру для производства железобетона.
И все же есть основания сомневаться в принятии очень жестких мер против импортеров. Еврокомиссия в последние годы проводит более-менее взвешенную политику в сфере стальной торговли, ведь, кроме Eurofer, ей нужно учитывать мнение другой солидной организации – Orgalime, которая объединяет европейских потребителей стали. Orgalime представляет интересы таких крупных компаний как Siemens, ABB и Alcatel-Lucent. Еще в конце минувшего года представители Ассоциации, комментируя возможное введение санкций против китайской продукции, заявили, что европейские потребители стали нуждаются в импорте в силу существующего спроса, который сами европейские металлурги не удовлетворяют в полном объеме, но, пользуясь состоянием недопоставок, повышают цены и получают рекордные прибыли. Машиностроительные и инжиниринговые компании обеспечивают до двух третей спроса на сталь в Европе, и просто вынуждены опираться на импортные поставки. Генеральный секретарь Orgalime Adrian Harris твердо завил: «Для нас все предельно ясно – наши компании должны иметь доступ ко всем поставщикам стали, мы нуждаемся в конкурентных рыночных условиях».
Европейские меткомпании также тревожат планы Евросоюза ужесточить экологические нормы для производимых в странах ЕС автомобилей – к 2015 г. автопроизводители должны будут сократить объемы вредных выбросов новых машин до 130 граммов на километр пробега. Металлурги уверены, что новые правила нанесут серьезный удар по автопромышленности, которая в условиях экономического кризиса столкнулась со значительным падением продаж, а также приведут к снижению производства и сокращению рабочих мест в смежных отраслях, в частности – металлургической. Британское аналитическое агентство MEPS прогнозирует стабилизацию стального рынка в Европе не ранее первого квартала 2009 г.
Григорий Карпенко