Skip to content

Кризис позади, пора за работу

/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Мексика в полной мере испытала на себе негативное воздействие глобального кризиса: в 2009 году ВВП страны упал на 7%, а объем производства стали уменьшился до 14 млн. т. Однако уже в следующем году рост ВВП составил 5%, а стабилизация ситуации в автомобилестроении и строительном секторе стимулировали увеличение спроса на стальную продукцию и выход из застоя мексиканской металлургии. По некоторым данным, в ближайшие пять лет инвестиции в мексиканскую металлургию могут составить порядка $12 млрд., что позволит довести совокупную мощность национальных сталелитейных предприятий до 28-30 млн. т в год.


 


Стимулы роста


 


По мнению Билла Чизолма, генерального директора мексиканского подразделения корпорации Arcelor Mittal, экономика Мексики, показывая в последние два года стабильный рост, фактически оправилась от кризиса. Это позволило стабилизировать ситуацию в национальной металлургической отрасли и создать условия для ее дальнейшего развития. Главными источниками роста мексиканской металлургии, являющейся второй по величине в Латинской Америке и 15-ой в мире, с точки зрения аналитиков, являются наметившееся в последнее время расширение активности в таких металлоемких секторах, как автомобилестроение, машиностроение и производство бытовой техники, а также строительная отрасль.


Мексиканская автомобильная промышленность, представленная известными американскими, германскими, французскими, японскими, южнокорейскими автогигантами и занимающая сегодня 9-тое место в мире по объему производства, в прошлом году увеличила их выпуск на 50%, причем подавляющее большинство машин ушло на экспорт (около 2 млн. из 2,3 млн.).


По последним данным правительственных источников, темпы роста строительной отрасли Мексики в прошлом году составили около 15%, а в течение ближайших нескольких лет эта цифра будет варьироваться в районе 10%. В ближайшие несколько лет в стране планируется реализовать несколько крупных строительных проектов, в частности, построить и модернизировать около 4,2 тыс. км дорог на сумму не менее $4,8 млрд. В прошлом году президент Мексики Фелипе Кальдерон объявил об инвестировании $3,5 млрд. в возведение 12 новейших нефтеперерабатывающих предприятий. Кроме того, японская автомобильная компания Хонда планирует инвестировать $312 млн. в строительство нового автомобильного завода в Мексике мощностью 100 тыс. автомашин в год, который начнет функционировать в 2014 году. Наконец, мексиканским правительством утвержден проект строительства на полуострове Юкатан собственного космодрома, стоимость которого, по некоторым оценкам, составляет около $2 млрд.


Не менее стремительными темпами Мексика намерена развивать и национальную туристическую отрасль (одна из главных статей доходов страны – 8% ВВП), что тоже будет способствовать развитию строительного сектора и стимулировать потребление стальной продукции. Мексиканское правительство, по словам министра туризма Мексики Глории Гевары Манзо, выставит на продажу в ближайшее время 414 земельных участков под возведение отелей и других объектов туристической инфраструктуры. И если сейчас Мексика входит в восьмерку наиболее посещаемых стран мира (в прошлом году ее посетило более 22 млн. туристов, 85% которых прибыли из США и Канады), то к 2020 году поставлена задача войти в пятерку ведущих стран мира по количеству туристов и принять более 55 млн. гостей. В связи с этим большое внимание сегодня уделяется строительству, прежде всего, современных отелей и жилой недвижимости для туристических целей.


Посткризисная стабилизация ситуации в таких ключевых отраслях мексиканской экономики, как строительство, автомобилестроение, нефтедобыча и туризм, бесспорно, способствовали оживлению в черной металлургии Мексики, вклад которой составляет порядка 7% от национального ВВП. По данным мексиканской национальной Ассоциации производителей чугуна и стали Canacero, если в 2009 году объемы производства стали в стране уменьшились на 18,9% до 14 млн. т (при номинальной совокупной мощности сталелитейных предприятий в 22,2 млн. т), то уже в 2010 году выпуск стальной продукции увеличился до 16,6 млн. т, а в 2011 году – почти до 18 млн. т. Некоторые эксперты связывают этот рост с оживлением экспорта, который ориентирован, прежде всего, на США. Поэтому колебания экспорта в ту или иную сторону сильно зависят от состояния американской экономики: как только ее начинает лихорадить, экспорт мексиканского металла тут же падает, что, безусловно, негативно сказывается на доходности мексиканских сталелитейных компаний.


Сегодня растет, правда, не только экспорт, но и импорт стальной продукции в Мексику. В 2006 году мексиканцы импортировали рекордное количество стали (8,8 млн. т), однако в 2007 году объемы импорта упали до 7,3 млн. т, а в 2009 году и вовсе до 5,4 млн. т. Однако в 2010 году импорт вновь начал увеличиваться и в прошлом году достиг почти 7 млн. т. В 2011 году компании Ahmsa и Hylsamex инициировали проведение целой серии антидемпинговых расследований по импорту толстого листа в рулонах, горячекатаного и холоднокатаного листа, а также оцинкованного проката против таких стран, как Россия, Украина, Румыния, Япония, Южная Корея, Индия, Турция и Китай.


По мнению директора по маркетингу и продажам компании Altos Hornos de México SA de CV (Ahmsa) Энрике Гаски, увеличение импорта проката в Мексику частично связано с установлением антидемпинговых ограничений на эту продукцию в других странах, особенно в США. С его точки зрения, только этим фактом можно объяснить рост поставок металлопродукции японского и южнокорейского производства, которая раньше практически не импортировалась в Мексику.


По словам Рубио, предлагаемая по демпинговым ценам металлопродукция не только вытесняет мексиканские компании с внутреннего рынка, но и подрывает цены на нем, в результате чего страдают, в первую очередь, собственно сами мексиканские металлургические компании, о чем свидетельствуют их слабые финансовые показатели. Кроме того, в Canacero заявили, что планируемая правительством страны отмена пошлин на импорт стали (в настоящее время составляют всего 3-7%) крайне негативно повлияет на местную промышленность. Мексиканские производители стали, интересы которых представляет Canacero, считают, что 90% местных предприятий пострадают от снятия ограничений на импорт.


 


Новые проекты


 


Бороться с дешевым импортом мексиканские металлурги планируют и за счет дальнейшего развития национальной сталелитейной отрасли и возведения новых металлургических объектов. По данным Canacero, в период с 2011-го по 2016 годы инвестиции в мексиканскую черную металлургию составят порядка $15 млрд., т.е. они увеличатся более чем в два с половиной раза по сравнению с периодом 1999-2010 годов ($ 6 млрд.). Это даст возможность довести к 2016 году совокупную мощность сталелитейных предприятий Мексики до 28-30 млн. т в год. По словам президента Canacero и председателя Ahmsa Алонсо Ансиры, большинство новых предприятий будет оснащено электродуговыми печами, поскольку в стране нет достаточных запасов угля для традиционных доменных печей. Эти заводы будут ориентированы, прежде всего, на выпуск высококачественной стальной продукции и автомобильных компонентов в частности.


В настоящее время Ahmsa возобновила выполнение замороженного в свое время в связи с кризисом проекта Fenix, предусматривающего расширение электросталеплавильного цеха и модернизацию толстолистового стана. Этот проект, реализуемый компанией Siemens VAI, включает поставку нового оборудования для сталеплавильного цеха, установку систем пылеулавливания и газоочистки, а также монтаж машины непрерывной разливки стали. Siemens VAI отвечает за разработку, проектирование и поставку оборудования для новых металлургических мощностей, а также техническое переоборудование толстолистового прокатного стана в стан Стеккеля. После завершения реализации проекта Fenix в начале 2013 года мощности Ahmsa по производству толстолистовой стали (главным образом, для автомобильной промышленности) должны увеличиться вдвое ‒ до 1 млн. т в год, а совокупная производительность компании по выпуску стальной продукции возрастет до 5,3 млн. т в год.


Крупнейший производитель стали в Мексике компания Arcelor Mittal Mexico (6,5 млн. т в год) планирует к 2013 году достичь полной самообеспеченности железной рудой за счет вложения крупных инвестиций в горнорудный сектор. Усилия, прилагаемые компанией в этом направлении, являются частью глобальной стратегии материнской корпорации Arcelor Mittal по наращиванию собственной добычи сырья и снижению зависимости от внешних поставщиков железной руды. «Мы планируем к 2013 году добиться полного самообеспечения железной рудой за счет расширения производства этой продукции до 6 млн. т в год», – говорит генеральный директор Arcelor Mittal México Билл Чизолм. Кроме того, компания заявила о своей готовности приступить к реализации проекта стоимостью $600 млн. по строительству в Мексике нового завода по производству специальных марок стали, который анонсировался еще в 2008 году, но затем был заморожен в связи с кризисом.


Обеспечивать растущий мексиканский автомобилестроительный сектор качественными компонентами, в частности, автомобильной трубной продукцией, планируют и японские производители. Так, Nippon Steel в партнерстве с компаниями Sumitomo Pipe & Tube, Sumitomo Corporation и Metal One сформировал совместное предприятие по строительству сталелитейного завода в мексиканском штате Гуанахуато. Он будет производить и поставлять на местный рынок стальные трубы для изготовления автомобильных деталей и узлов. В частности, СП будет обеспечивать такой продукцией заводы Nissan, Honda, General Motors и Volkswagen в Мексике. Предполагается, что совместное предприятие, в котором Nippon Steel владеет долей в размере 55%, начнет производственную деятельность в июне 2013 года. В свою очередь, компания Metal One (подразделение Mitsubishi Group) анонсировала в июле текущего года планы по строительству завода по выпуску автолиста в центральном мексиканском штате Идальго.


Для автомобильной промышленности Мексики построит новый завод и другое совместное предприятие Steel Technologies, учредителями которого являются японская компания Mitsui и американский холдинг Nucor. Это СП, стоимость которого оценивается в $80 млн., будет выпускать порядка 800 тыс. т автолиста в год. На новом заводе, ввод в эксплуатацию которого запланирован на начало 2013 года, будет установлено специальное оборудование для резки и обработки поверхности стальных листов. Главными потребителями продукции Steel Technologies станут мексиканские подразделения Toyota, Nissan и Honda.


В конце прошлого года о запланированном на 2013 год запуске в эксплуатацию построенных под ключ предприятия холодной прокатки и установки горячего цинкования объявило также мексиканское подразделение Ternium. Мощность прокатного стана составляет 1,5 млн. т горячекатаной продукции в год, что на 500 тыс. т больше, чем было запланировано изначально. Контракт на поставку прокатного стана стоимостью $90 млн. подписан с японской фирмой Mitsubishi Hitachi. Мощность установки горячего цинкования Tenigal составит 400 тыс. т в год, она возводится Ternium Mexico совместно с японской корпорацией Nippon Steel и будет введена в строй в июне 2013 года. Специалисты Ternium Mexico изучают также возможности строительства в Мексике интегрированного меткомбината по выпуску горячекатаных рулонов в составе двух электродуговых печей, двух агрегатов «печь-ковш», машины для литья тонких слябов и стана горячей прокатки, однако никаких конкретных решений по этому проекту пока не принято.


Тем временем, в августе текущего года бразильская металлургическая компания Gerdau объявила о возобновлении реализации через свое бразильско-мексиканское совместное предприятие Gerdau Corsa проекта строительства «под ключ» нового металлургического завода в Мексике. Этот проект был анонсирован еще в 2008 году, однако с наступлением кризиса был отложен. Предусматривается, что новое предприятие стоимостью $536 млн. будет запущено в эксплуатацию в городе Тепеапулько (штат Идальго) во второй половине 2014 года и станет производить порядка 1 млн. т стали и 700 тыс. т сортового проката в год.


 


По материалам Metal Bulletin, Steel Business Briefing, Reuters, International Steel Statistics Bureau, BMI, AAP, UK Trade & Investment, Metal Monitor

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...