Не успел индийский сталелитейный гигант как следует освоиться на украинских землях, как уже навел шумиху в кулуарах Верховной Рады. Депутаты, испугавшись не на шутку, сразу же решили усмирить главу Mittal Steel очередным законопроектом. Дело в том, что недавно новый владелец «Криворожстали» выдвинул весьма интересное предложение: вдвое снизить цену покупки украинского коксующегося угля. Нет? Хорошо. Тогда Лакшми Миттал будет приобретать коксующийся уголь для «Криворожстали» у Mittal Steel Temirtau. Следует отметить, что такой поворот событий весьма озадачил наших углепромщиков, да и не только их…
«Заманчивое» предложение хозяина Mittal Steel не заставило долго ждать ответа. Председатель парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Андрей Клюев заявил о том, что в ближайшее время Верховная Рада Украины рассмотрит законопроект о введении квот на импорт коксующегося угля, который «с большой долей вероятности будет принят». Эта доля составит примерно 300 депутатских голосов. Это и неудивительно — кто же хочет подводить отечественного производителя, делая его убыточным? Сложившаяся ситуация с коксом, в которую загнал наших депутатов индийский инвестор, повлекла за собой слухи о возможной остановке одного из крупнейших в Украине угольных предприятий — шахты им. Засядько. Что ж господин Клюев попал в точку, когда сказал, что «все остальные в такой же ситуации, как шахта им. Засядько». Одновременно он отметил, что поступают также данные о существенном увеличении «Криворожсталью» цен на металлопрокат на внутреннем рынке, что вынуждает отечественных машиностроителей переходить на закупки российского металла. Эту информацию подтвердил и старший вице-президент «Киевгорстроя» Василий Можар, который на конференции «Инвестиции в недвижимость Украины» рассказал о телеграмме «Криворожстали» о повышении цены на свой металл на 12,5 процента — до 2700 гривен за тонну.
Если бы не давно распространенный миф о том, что совпадения случаются чаще, нежели закономерности, то можно было бы приурочить решение Кабинета министров Украины о снижении на 30 процентов тарифов на перевозку по железной дороге кокса на экспорт, к «предложению» Лакшми Миттала. Однако это всего лишь догадки… Ведь экспорт и импорт (как говорят в Одессе) — две большие разницы.
Кокс в Украине производят 12 коксохимических заводов — Алчевский, Донецкий, Енакиевский, Мариупольский, Авдеевский, Макеевский, Ясиновский, Баглейский, Днепродзержинский, Днепропетровский, Запорожский, Криворожский и Харьковский. В январе — июне 2005 года в Украине было произведено 9 млн 838 тыс. тонн кокса, что на 1 млн 371 тыс. тонн, или на 12 процентов, меньше, чем за аналогичный период 2004 года. В июне 2005-го коксохимические заводы Украины произвели 1 млн 367 тыс. тонн кокса, что на 235 тыс. тонн (на 15 процентов) меньше, чем в мае. В 2004-м в Украине было произведено 21 млн 972 тыс. тонн кокса, что на 1 млн 129 тыс. тонн, или на 5 процентов, больше, чем в 2003 году. В 2003-м, в свою очередь, коксохимические предприятия Украины произвели 20 млн 697 тыс. тонн кокса, в 2002-м — 18 млн 517 тыс. тонн. Однако источник в Кабинете министров рассказал о том, что в минувшем месяце производство валового кокса (6 процентов влажности) сократилось на 6 процентов, или на 96,2 тыс. тонн, по сравнению с октябрем до 1 507,9 тыс. тонн. Авдеевский коксохимический завод сократил производство валового кокса на 13,9 процентов, или на 44,7 тыс. тонн до 277,6 тыс. тонн. Горно-металлургический комбинат «Криворожсталь» (Кривой Рог, Днепропетровская область) сократил производство валового кокса на 3,2 процента, или на 7,3 млн гривен, по сравнению с октябрем до 221,9 млн гривен.
Как видно, производство кокса в нашей стране запустили не на шутку. По большому счету, своей низкой производительностью мы сами себя делаем уязвимыми в этой непростой игре, где ставки делает сильнейший. Думаю, что Лакшми хоть и совсем недавно осев на нашу землю со своим (уже) комбинатом, успел усвоить старую славянскую пословицу о том, что лежачего не бьют. Иначе…