Skip to content

Красноярская компания «Русский алюминий» пока занимает второе место в мире по объемам выпускаемой продукции

4 мин.

Опубликованно: 1 февраля 2002

Промышленные новости

Пока — потому что бурное развитие этого совсем еще молодого транснационального холдинга наглядно свидетельствует: вечно быть на вторых ролях «Русал» не намерен. Топ-менеджеры компании считают, что если остановиться сегодня в развитии технологий, завтра можно отстать, от конкурентов безвозвратно. И поэтому вкладывают средства в развитие отраслевой науки. В «Русском алюминии» создано специальное научно-техническое управление. Его задачами являются организация и координирование всех исследовательских и экспериментальных работ, проводящихся для «Русского алюминия», а также поиск, отбор и концентрация лучших научных сил на главных направлениях научного и технического развития компании.

Для более эффективного решения отраслевых проблем управление напрямую задействовало потенциал Российской академии наук. Дело в том, что традиционно вопросами алюминиевой промышленности занимались исключительно отраслевые институты. Отраслевая наука призвана решать конкретные технологические задачи, пользуясь тем «багажом знаний», который получен фундаментальной наукой. Поэтому к участию в решении проблем «Русала» были приглашены научные коллективы РАН. Однако нельзя ожидать, что достаточно сформулировать конкретные технологические задачи перед учеными, и проблема будет тотчас решена. В технологических задачах содержится слишком много специфики, поэтому ученым необходимы постоянное и плотное взаимодействие и контроль со стороны специалистов алюминиевой промышленности, в том числе из отраслевых институтов.

Инвестиции в отраслевую науку, модернизацию технологий и производства, как подтверждает мировая практика, — это инвестиции в будущее. Алюминиевые компании даже в настоящее сложное время крайне неохотно идут на сокращение издержек на научные разработки и техническое перевооружение, понимая, что это сразу же отрицательно скажется на их конкурентоспособности. Стремительное падение стоимости алюминия после событий 11 сентября незначительно отразилось на планах научно-технического развития «Русала». Стратегические цели, стоящие перед компанией, не могут зависеть от сегодняшней конъюнктуры рынка. Более того, вопрос о поиске путей снижения себестоимости встает еще более остро в связи со снижением прибыли от продажи первичного алюминия.

Менеджеров холдинга больше беспокоит не временное снижение цен на Лондонской бирже металлов, а то, что до 80 процентов продукции «Русала» приходится на первичный алюминий и, как следствие, подобные колебания цен сильно сказываются на деятельности компании. Здесь уверены, что будущее — за развитием продукции с высокой добавочной стоимостью. И научно-техническое управление просто обязано участвовать в проектах по созданию высокоприбыльной продукции. Это направление является приоритетным в области литья и металлопереработки.

В электролизном же производстве Приоритетными направлениями являются: создание инертных электродов, разработка комплекса программ по моделированию работы электролизера, разработка сверхмощных электролизеров, разработка технических решений, направленных на увеличение срока службы электролизеров, снижение расходов электроэнергии и так далее. Такие работы ведутся во всех алюминиевых компаниях мира.

Активно обсуждается и идея создания научно-технических центров (НТЦ) в Самаре и Красноярске. В Красноярске планируется создание НТЦ для внедрения новых разработок и их масштабирования по всем алюминиевым заводам «Русского алюминия». Ведь даже при успешном завершении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или разработок проектной документации до промышленного применения еще очень далеко. При нынешней разрозненности сил эффективно решать такие задачи невозможно. Поэтому и возникла мысль собрать в «один кулак» лучшие инженерные силы алюминиевых заводов в Красноярске для масштабирования успешных разработок по всей отрасли и проведения опытно-конструкторских работ на опытном участке КрАЗа.

Другой задачей НТЦ является стандартизация производства. Идеализируя ситуацию, на заводах должны работать 2-3 типа электролизера (с обожженными анодами, самообжигающимися анодами) с прогнозируемыми параметрами работы, включая срок службы. В принципе, так и было в СССР, когда «мозговым центром» алюминиевой отрасли был Всероссийский алюминиево-магниевый институт (ВАМИ). Основной задачей инженерно-технического персонала заводов было обеспечение строгого выполнения технологий. В силу известных причин такое положение дел было нарушено, и сейчас на заводах можно обнаружить десятки модификаций стандартных электролизеров. Какие-то изменения улучшили работу, какие-то — нет. Если при этом учесть, что на каждом заводе установлено от 700 до 2200 электролизеров, можно представить, насколько важна задача стандартизации. Ее решение приведет к значительным снижениям себестоимости первичного алюминия.

Почему научно-техническое управление предлагает создать НТЦ в Красноярске, а не поручить эти задачи ВАМИ? Здесь учитывается и опыт ведущих компаний мира, у которых технологические центры расположены вблизи заводов, помимо этого учитывается и тот факт, что на заводах сейчас есть высококвалифицированные кадры, способные решать поставленные задачи. При этом ВАМИ будет заниматься конструированием новых типов сверхмощных электролизеров, внедрением которых и достижением проектных показателей на которых будет заниматься красноярский НТЦ при авторском надзоре

В Самаре же планируется создание НТЦ по металлопереработке с опорой на Самарский металлургический завод. Если создаваемые центры покажут свою эффективность, будет отработана связь с отраслевыми институтами и заводами, можно будет подумать о расширении сети НТЦ. Это путь, по которому идут сегодня ведущие алюминиевые компании мира.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...