Концерн «Силовые машины» (СМ) делает следующий шаг к созданию полноценного холдинга. В конце октября акционеры предприятий должны одобрить обмен своих акций на бумаги объединенной компании «Силовые машины», пишут «Ведомости».
Аналитики считают, что низкие цены выкупа, предложенные владельцами «Силмашин», будут подталкивать миноритарных совладельцев к обмену акций и тогда их максимальная совокупная доля в холдинге может достигнуть 12%. Впрочем, они не исключают, что некоторые миноритарии продадут свои акции заводов на рынке.
Сейчас основными акционерами ОАО «Силовые машины» являются структуры «Интерроса» (94,27% акций) , а также немецкий концерн Siemens (4,93% ). «Силовым машинам», в свою очередь, принадлежит 78,2% акций ОАО «Ленинградский металлический завод» (ЛМЗ) , 75% акций ОАО «Электросила» и 76,89% акций ОАО «Завод турбинных лопаток» (ЗТЛ). Кроме того, концерн контролирует 18,3% акций Калужского турбинного завода и блокпакет НПО им. Ползунова (проектировщик энергооборудования). Выручка предприятий концерна в 2002 г. составила $329 млн, чистая прибыль — $41 млн.
По словам заместителя гендиректора «Силовых машин» Павла Скитовича, в конце прошлой недели на ЛМЗ, ЗТЛ и «Электросиле» состоялись заседания советов директоров, которые утвердили даты и повестки дня собраний акционеров заводов, входящих в концерн. Повестки стандартны: акционерам предприятий будет предложено утвердить присоединение к «Силовым машинам» и коэффициенты обмена акций, а также цену их выкупа.
По словам Скитовича, каждую акцию ЛМЗ предлагается обменять на 70 акций «Силовых машин», акцию «Электросилы» — на 71 акцию, а акцию ЗТЛ — на 200 акций создающегося холдинга. Акционеры предприятий, которые проголосуют против обмена или не примут участия в собрании, получат право потребовать у «Силовых машин» выкупа своих акций. За акцию ЛМЗ «Силовые машины» предлагают $3,01, за акцию ЗТЛ — $8,6, а за акцию «Электросилы» — $3,053. Собрания ЗТЛ, ЛМЗ и «Электросилы» пройдут соответственно 22, 23 и 29 октября. Скитович говорит, что предложенные коэффициенты и цены выкупа были сделаны исходя из оценки, проведенной компанией «Росэкспертиза».
Как пояснили «Ведомостям» в аппарате Скитовича, для обмена акций предприятий «Силовые машины» планируют выпустить допэмиссию (ее параметры должны быть утверждены на внеочередном собрании компании, намеченном на 24 октября). Сотрудник СМ говорит, что акционерам предлагается утвердить допэмиссию в размере 812 260 000 акций. «Это количество акций понадобится на тот случай, если все миноритарные акционеры заводов захотят поменять свои акции. На самом деле эмиссия будет меньше по объему — ведь некоторые акционеры наверняка захотят продать акции», — говорит менеджер.
Если все миноритарные акционеры заводов решат поменять свои акции на бумаги СМ, то их общая доля в объединенной компании может достигнуть 12%. Доли «Интерроса» и Siemens в этом случае снизятся соответственно до 83,6% и 4,3%.
Самым крупным после Siemens миноритарием холдинга может стать «Ленэнерго». У компании есть возможность поменять свои 10% акций ЛМЗ на 3% «Силмашин». Однако директор по связям с общественностью энергокомпании Лариса Семенова говорит, что руководство «Ленэнерго» еще не приняло решения относительно пакета ЛМЗ. Получить комментарий у представителей Siemens «Ведомостям» не удалось.
Аналитики говорят, что невысокие цены выкупа акций, предложенные «Силовыми машинами», подталкивают миноритариев к обмену. Аналитик компании «Энергокапитал» Полина Ефимовских считает, что акционерам будет выгоднее обменять акции на бумаги «Силмашин», чем продать их концерну. Впрочем, эксперты не исключают и другого сценария, при котором миноритарии заводов продадут свои акции на рынке (об этом, в частности, говорит Андрей Кормилицин из «Тройки Диалог»). Сейчас в РТС акции ЛМЗ и «Электросилы» котируются на уровне $6,5 за штуку, т. е. вдвое дороже той цены, которую предлагают «Силовые машины» при выкупе. А акции ЗТЛ на внебиржевом рынке, по словам Ефимовских, трейдеры готовы покупать по $16 за штуку.
«Миноритарии заводов ждали, что «Силовые машины» предложат им менее выгодные условия обмена, чем основным акционерам. Этого не произошло», — говорит Кормилицин. Впрочем, он также считает цены выкупа акций заниженными. Если считать стоимость «Силовых машин» исходя из текущей стоимости акций заводов, говорит Кормилицин, то стоимость холдинга должна составлять около $550 млн. А по предложенной цене выкупа получается, что «Силмашины» оценили в $297 млн. «Возможно, после размещения акций на бирже капитализация «Силовых машин» возрастет. Тогда акционеры заводов, которые сейчас обменяют акции, выиграют», — полагает аналитик.