Skip to content

Компании продолжают получать индивидуальные скидки на перевозку экспортных грузов по железной дороге.

4 мин.

Опубликованно: 24 января 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Энергоносители

Несмотря на то что в МПС сменился министр, компании продолжают получать индивидуальные скидки на перевозку экспортных грузов по железной дороге. Скидки по-прежнему достигают в некоторых случаях 70% от тарифа. В МПС это объясняют необходимостью разгрузить морские порты, которые страдают от затоваривания после проведения первого этапа унификации. Независимые эксперты оценивают масштаб ныне действующих в отрасли скидок в $1 млрд.

В прошлом году Минэкономразвития провело исследование, показавшее, что различные компании получали от МПС скидки в 30 — 80% от предельных ставок импортных тарифов. Бывший министр путей сообщения Николай Аксененко в интервью «Ведомостям» назвал результаты исследования «махровой ложью». Но реальная ситуация от этого не изменилась. Еще до увольнения Аксененко тарифная комиссия под руководством вице-премьера Виктора Христенко утвердила ныне действующую систему экспортных скидок. В распоряжении «Ведомостей» имеется копия телеграммы N 1022, описывающей эту систему и разосланной МПС на все дороги 29 декабря прошлого года. Скидки потеряют актуальность, только если правительство сдержит свое обещание и проведет в марте второй этап тарифной унификации.

Первый этап прошел в августе прошлого года, когда плата за экспортные перевозки до морских портов была приравнена к низким внутренним тарифам. Ставки, значительно превышающие внутренний тариф, пока продолжают действовать при перевозках до сухопутных погранпереходов. Это неравенство и предполагается устранить в марте.

А пока с начала года самыми значительными преференциями на железной дороге пользуются металлургические и угольные компании «Евразхолдинга». Для входящих в холдинг Кузнецкого и Западно-Сибирского меткомбинатов экспортные тарифы в два с лишним раза ниже предельных (например, до погранпереходов «Соловей» и «Суземка» — всего за $27 за тонну при максимальной ставке $67). Уголь с месторождений «Евразхолдинга» перевозится за $10,8 (предел — $34). Причины известны: как не раз признавался глава «Евразхолдинга» Александр Абрамов, один из главных его козырей на переговорах с МПС — тот факт, что предприятия «Евраза» монопольно поставляют министерству рельсы и колесные пары.

По сведениям «Ведомостей», «Запсиб» и КМК вместе экспортируют через погранпереходы 150 000 т проката в месяц. Скидки дают среднюю экономию порядка $30 с тонны, то есть ежемесячная выгода металлургов «Евразхолдинга» достигает $4,5 млн.

Другие меткомбинаты в 2002 г. не получили скидок на экспорт проката. Только входящий в группу «МДМ» Ковдорский ГОК сможет возить до границы руду за $8,4 вместо максимальных $17,3, а входящий в «Северсталь» «Карельский окатыш» — за $6,1 вместо $14,9.

«По сути, НЛМК и «Северсталь» не нуждаются в льготах при экспорте проката — они находятся недалеко от границы, — объясняет сложившуюся ситуацию источник в комиссии Христенко. — А сибирские меткомбинаты не смогут ничего экспортировать, если не дать им скидки. Мы просто уравниваем конкурентов».

Той же логики придерживалась комиссия, когда разрешила МПС предоставить «Сибнефти» 50% -ную скидку при экспорте мазута с Омского НПЗ. Согласно соглашению между МПС и «Сибнефтью» нефтяники обязуются экспортировать не меньше 50 000 т в месяц, т. е. чистая экономия «Сибнефти» от скидки составит не меньше $1,7 млн в месяц. Впрочем, аналитики лишь частично согласны с логикой чиновников. «Омский завод — действительно один из самых удаленных от границы, — говорит Стивен Дашевский из «АТОНа». — И если брать с них полный экспортный тариф, $68,3 за тонну, то экспорт станет нерентабельным — средняя цена мазута на границе составляет $100 за тонну». Но, удивляется аналитик, почему тогда аналогичных скидок не получил еще более удаленный от границы Ачинский НПЗ, входящий в «ЮКОС»?

Аналитики также не понимают, почему «Русский алюминий» получил возможность экспортировать продукцию через погранпереходы за 58,5% предельной стоимости. Впрочем, директор транспортного департамента компании Вадим Гераскин утверждает, что не будет пользоваться этой скидкой, поскольку сегодня весь экспорт «Русала» идет через морские порты — это выгоднее. При этом Гераскин отказался сообщить, сколько компания выигрывает, пользуясь 26% -ной скидкой при импорте кокса из стран СНГ, а также глинозема с принадлежащего «Русалу» украинского Николаевского глиноземного завода. В «СУАЛе», предприятия которого не получили аналогичных скидок, ситуацию не комментируют.

В МПС утверждают, что нынешняя система скидок носит «воспитательный» характер. «После проведения первого этапа унификации экспорт через порты резко подешевел, все бросились в порты, а погранпереходы пустуют. Поэтому мы попытались скидками заманить какую-то часть экспортеров на погранпереходы — до второго этапа унификации, который все эти спецставки автоматически отменит», — говорит замминистра путей сообщения Анна Белова.

Это если отменит. А если нет — по оценке директора по стратегическому анализу ФБК Игоря Николаева, работавшего раньше в экономическом департаменте МПС, годовые потери министерства от такого «маркетингового хода» составят около $1 млрд.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...