Индия планирует скупать почти весь российский коксующийся уголь и антрацит, поставляемые на экспорт: Дели и Москва обсуждают поставки до 40 млн тонн сырья в год стоимостью около $4,5 млрд по текущим ценам. Сейчас Россия экспортирует в Индию менее 1 млн тонн металлургических углей из общего экспорта в 46 млн тонн.
Индия заинтересована в приобретении коксующихся углей, антрацитов и пылеугольного топлива (PCI) и запросила объем до 40 млн тонн в год, сообщил замминистра энергетики Анатолий Яновский на заседании рабочих групп Госсовета 14 августа, информирует газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, участвовавшие в заседании. По словам чиновника, отмечают инсайдеры газеты, переговоры велись с Министерством сталелитейной промышленности Индии. Расчеты Минэнерго показывают, что объемы могут быть поставлены и будут «вполне конкурентоспособными» с углями из Австралии.
Для наращивания поставок планируется раскатка маршрута через порты юга РФ, в связи с чем Минэнерго просит господдержки для терминала ОТЭКО в Тамани, уточнила газета. Госсубсидирование проекта ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани поможет снизить затраты на перевалку угля с $14 до $8 на тонну. Господин Яновский пояснял, что в отличие от Северо-Запада порт в Тамани недозагружен из-за высоких ставок, хотя «единственный в России имеет возможность использовать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн, это самый современный специализированный терминал в стране».
В то же время общая конъюнктура рынка угля настолько плоха, что для дешевого энергетического угля экспорт через южные порты стал нерентабельным.
Так, проект расположенного рядом с терминалом ОТЭКО сухогрузного порта Тамань может быть отменен, отмечает газета. Издание опубликовало информацию о том, что правительство готово исключить новый сухогрузный район морского порта Тамань из комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Порт за 183 млрд руб. стал неинтересен ключевым грузовладельцам — СУЭК и «Кузбассразрезуглю» — на фоне падения цен на уголь. Кроме Тамани, в список на вылет попали угольный терминал «Север» и зерновой терминал Зарубино на Дальнем Востоке, которые первоначально должна была строить группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. После ареста бизнесмена в марте 2018 г. проекты встали. Вместо них рассматривается включение в КПМИ «Дальтрансугля» и зерновых терминалов в Высоцке и Тамани.
Но вернемся к конъюнктуре рынка угля. Для ОТЭКО снижение себестоимости перевалки до $8, говорил господин Яновский, позволит дополнительно отправить не менее 20 млн тонн угля уже в этом году, прежде всего из Кузбасса и Новосибирской области.
Исходя из июльской цены на коксующиеся угли $113 за тонну (FOB Австралия), 40 млн тонн — это $4,5 млрд в денежном выражении. Источник газеты в отрасли пояснил, что у Индии большие планы по наращиванию производства стали, но нет своего металлургического угля: «Индийские компании активно ведут переговоры о поставках российского угля, а также ищут проекты, в которые можно было бы войти, но пока не находят привлекательных».
Сейчас индийский рынок уступает китайскому в емкости, но, по оценкам Fitch, к 2025 году страна сместит Китай с позиции крупнейшего потребителя коксующегося угля в мире.
Переговоры между Россией и Индией об увеличении экспорта и совместной реализации угольных проектов проходили в течение всего 2019 года. Evraz, «Колмар», «Мечел» отправляли пробные партии угля в Индию, утверждает газета. Издание напоминает, что в июне в СМИ проходила информация, согласно которой что со стороны Индии переговоры ведут крупнейшая в мире металлургическая компания ArcelorMittal, Steel Authority of India Limited и Torrent Power.
Если договоренности будут достигнуты, то Индия может стать ведущим рынком для российских угольных компаний. По данным Argus, хотя в целом Индия сократила импорт коксующихся углей в январе—июне на 13% на фоне падения выпуска стали, импорт российского сырья в этот период вырос более чем вдвое, до 524 тыс. тонн.
В октябре 2019 года министр природного газа и стали Индии Дхармендра Прадхан оценивал потребность страны в коксующихся углях в 70 млн тонн, из которых 55 млн тонн потребляется только сталелитейной промышленностью. «Мы собираемся к 2030 году достигнуть производства 300 млн тонн стали в год, и поэтому нам необходимо увеличивать поставки угля для нашей национальной сталелитейной промышленности»,— пояснял он. Но доставка российского угля из портов Дальнего Востока в Индию менее рентабельна, чем в Китай, на $5–7 на тонну.
Из крупных производителей коксующихся углей и антрацитов в поставках в Индию заинтересованы «Сибантрацит» и «Колмар», уточняет «Коммерсантъ». Так, представитель первой компании сообщил корреспонденту издания, что с начала года объем экспорта в Индию вырос на 29%.
Газета также приводит оценку замдиректора отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Дмитрия Смолина, по которой в прошлом году Россия экспортировала в Индию 721 тыс. тонн антрацита и коксующегося угля.
Издание отмечает, что заявленные объемы в 40 млн тонн являются колоссальными и сопоставимы с общими объемами экспорта антрацита и коксующегося угля РФ в 2019 году (46 млн тонн).