В прошлом году объем российско-китайской торговли увеличился более чем на треть и достиг $21,3 млрд. В Минэкономразвития рассчитывают, что эта цифра может вырасти до $60-80 млрд к 2010 году. Но структура внешнеторгового оборота не может не удручать: Россия обменивает товары с низкой добавленной стоимостью (лес, металлы, топливно-энергетические ресурсы) преимущественно на китайский ширпотреб.
В поисках энергии. В прошлом году Китай импортировал 120 млн тонн нефти и вышел на второе место в мире по объему ее потребления после США. Согласно прогнозу Исследовательского центра проблем развития при Госсовете КНР, спрос на нефть в Поднебесной в нынешнем году вырастет до 318 млн тонн. В то же время добыча «черного золота» в этой стране достигнет лишь 183 млн тонн. «Прожорливость», с которой Китай поглощает нефть, стала одной из главных причин взлета мировых цен на этот вид топлива до рекордных высот.
Китайцы получают около 60% импортируемой нефти с Ближнего Востока и хотели бы снизить зависимость от этого региона. Поэтому запасы энергетического сырья в Сибири и на Дальнем Востоке вызывают у Пекина неподдельный интерес. Но несмотря на это, российско-китайское сотрудничество в нефтегазовой сфере до сих пор не отличалось особым динамизмом. В свое время серьезные планы насытить «дракона» энергетическим сырьем были у компании «Юкос»: Михаил Ходорковский лоббировал проект строительства нефтепровода из Ангарска в китайский Дацин. Но одновременно право на российскую нефть у Поднебесной оспаривала Япония, заинтересованная в прокладке «трубы» в Находку. Из этого порта сырье можно доставлять по морю во многие страны Азии. После разгрома «Юкоса» надежды на то, что нефтепровод «завернет» в Китай в обозримом будущем, практически угасли. Сейчас на повестке дня остается более затратный и сложный тихоокеанский вариант, хотя и в измененном виде. Строительство трубопровода начнется с прокладки ветки Тайшет — Сковородино мощностью 30 млн тонн в год, строительство которой планируется завершить до конца 2008 года. На втором этапе, сроки реализации которого не определены, трубопровод протянут до бухты Перевозная на Тихом океане, где будет построен нефтеналивной портовый терминал. Вариант не так уж плох для Китая: Сковородино находится всего в 70 километрах от границы с ним, и российская нефть могла бы поставляться оттуда в Поднебесную по железной дороге. Однако скорее всего Пекин не оставит попыток как можно раньше получить ответвление на свою территорию и будет отстаивать свои интересы на самом высоком уровне, пока есть хоть малейший шанс на успех.
Китайская настойчивость вполне объяснима. Поставки российской нефти по железной дороге стали для Пекина большой головной болью. Недавно «Российские железные дороги» снизили прогноз перевозок нефти в Китай в текущем году с предусмотренных двусторонними соглашениями 10 до 7 млн тонн. При этом РЖД ссылаются на нехватку наливных мощностей. Выполнять поставки планировалось усилиями «Роснефти», «Юкоса» и «Лукойла». Из этой тройки пока только «Роснефть» заявляет о готовности выполнить все соглашения. «Юкосу» после потери «Юганскнефтегаза» осуществлять поставки в запланированных ранее объемах не позволяет низкий уровень добычи. Что касается «Лукойла», то компания была готова поставлять нефть в Китай, если РЖД предоставит нефтяникам более низкий тариф на перевозку. Однако договориться о величине ставки не удалось, а возить сырье по нынешним расценкам невыгодно.
Недоступная Россия. Китай пытается подступиться к российской нефти и другими путями. В 2002 году китайская China National Petroleum Corporation (CNPC) проявила интерес к аукциону по приватизации «Славнефти», но, несмотря на готовность щедро заплатить за актив, даже не была допущена к торгам. В прошлом году, по неофициальной информации, китайцы пытались поучаствовать в разделе наследства «Юкоса». Но если в качестве владельцев российских компаний Москва китайцев не хочет видеть, то с доступом к нефтяным месторождениям все складывается для Поднебесной не так плохо. В июле китайская Sinopec подписала с «Роснефтью» протокол, предусматривающий создание СП, которое займется разведкой Венинского блока на месторождении «Сахалин-3» с запасами в 114 млн тонн нефти и 315 млрд кубометров газа. На церемонии подписания присутствовали президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао. Кроме того, «Роснефть» заключила соглашение о сотрудничестве с CNPC. Партнеры договорились обсуждать перспективы увеличения поставок нефти в Китай, а также совместной разведки и добычи нефти на сахалинском шельфе.
Российский газ также интересен для Китая, хотя этот вопрос для него и менее болезненный. На долю «голубого топлива» в энергобалансе страны приходится около 3%, но в Пекине планируют использовать его более широко. По прогнозам экспертов, к 2010 году Поднебесная будет испытывать дефицит в 40-50 млрд кубометров газа. Где же их логично брать как не в России: начальные суммарные ресурсы газа суши Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 44,8 трлн кубометров. Планы поставок в Китай, Южную Корею и другие страны АТР вынашиваются еще с 90-х годов. В качестве ресурсной базы первоначально было выбрано Ковыктинское месторождение. Лицензия на его разработку принадлежит «Русиа Петролеум», контролируемой компанией ТНК-BP. Предполагалось, что поставки газа начнутся с 2008 года и к 2017-му достигнут 20 млрд кубометров в год в Китай и 10 млрд — в Корею. Однако начать добычу компания не может из-за отсутствия договоренностей об экспорте с «Газпромом». У монополиста с Ковыктой связаны свои планы: ее запасы предполагается направить на газификацию Восточной Сибири. Что касается азиатских соседей, то им «Газпром» предлагает экспортировать газ с Сахалина.
Судя по всему, китайцы хорошо понимают, что тягаться с тяжеловесом будет трудно и лучше с ним договариваться. В октябре прошлого года «Газпром» и CNPC подписали серию соглашений, направленных на изучение возможных путей экспорта газа из России. Таким образом, начало переговорного процесса, который должен определить судьбу китайского газопровода, было положено.
«Резервы для экстенсивного развития российско-китайской торговли далеко не исчерпаны, особенно с учетом роста китайских потребностей в российских энергоресурсах и сырье, — считает заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Виктор Бегарь. — Однако этот путь превращения в энергосырьевой придаток Китая вряд ли полезен для России». По мнению эксперта, весьма перспективно развитие на российской территории нефтепереработки с участием китайских капиталов, чтобы в Поднебесную поставлялась продукция с более высокой добавленной стоимостью. «Не исключены и совместные с китайцами вложения в повышение извлекаемости углеводородного сырья на российских месторождениях, поскольку до последнего времени некоторые отечественные компании вели «хищническую» добычу», — полагает Виктор Бегарь.
Координатор экспертного центра Chinacom Дмитрий Кормилицин считает, что, поскольку энергетический сектор является сегодня стратегическим для экономики любой страны мира, прямая продажа профильных активов, к которым проявляет интерес Китай (в России или других странах), вряд ли возможна. «Для России гораздо интереснее, если Китай будет инвестировать в проекты, связанные с освоением новых нефтяных и газовых месторождений в Сибири, на Дальнем Востоке. Кроме того, российские компании сегодня заинтересованы в работе по созданию нефтегазовой инфраструктуры на территории КНР — трубопроводов, хранилищ нефти и газа и т. п. Наши компании обладают теми технологиями, квалифицированными кадрами и опытом, которых нет у их китайских коллег», — считает эксперт.
Лишний металл. Если на рынке энергоносителей Китай заметен прежде всего как потребитель, «толкающий» цены вверх, то в черной металлургии, где ситуация еще недавно была примерно той же, все круто изменилось, и опять-таки благодаря Поднебесной. Стремительное наращивание производства стали превратило эту страну из чистого импортера в экспортера этой продукции, что не могло не сказаться на ценах и стратегии поставщиков. «Влияние Китая на российских производителей осуществляется по двум основным каналам. Во-первых, это замещение их экспортных поставок внутренним производством стали в Китае. Согласно предварительным данным Федеральной таможенной службы России, в первом квартале произошло сокращение физического объема поставок чугуна в Китай в 200 раз, ферросплавов в 9,3 раза, горячекатаного проката в 2,7 раза, холоднокатаного проката — на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, — отмечает руководитель Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) БДО Юникон Елена Матросова. Второй канал — это влияние Китая на ценовую конъюнктуру мирового рынка металлов, в условиях которой отечественные производители вынуждены жертвовать рентабельностью поставок на внешний рынок».
Мировые цены на холоднокатаную и горячекатаную рулонную сталь за первое полугодие снизились на 17,2% и 22,8% соответственно. Производство стали в России, по предварительным данным, увеличилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, но годом ранее рост составил 3,9%. Отчетливее других действие «китайского фактора» почувствовал НЛМК — у него производство проката в первом полугодии сократилось на 11%. Отметим, что снижение цен способно влиять не только на доходы от продаж. Так, «Евразхолдинг» мог привлечь больше средств в ходе недавнего IPO, если бы ситуация на рынке стали была лучше.
Елена Матросова отмечает, что в складывающейся ситуации нивелировать негативное влияние Китая на мировой рынок смогут те отечественные предприятия, которые производят продукцию с высокой прибавочной стоимостью или обладают значительной долей внутреннего рынка. «Это, например, «Евразхолдинг», который является монополистом по выпуску железнодорожных рельсов, а также занимает порядка 80% рынка балок и швеллеров, — считает руководитель ЦМЭИ БДО Юникон. — А вот, например, у экспортно ориентированного НЛМК скорее всего ухудшится финансовый результат из-за нисходящего тренда на мировом рынке черных металлов».
Нынешние «восточные» проблемы металлургов, вероятно, только начало. Черная металлургия Китая пока сильно раздроблена, и ей трудно покорять зарубежные рынки. Но уже в ближайшие годы ситуация может измениться. Первая ласточка — инициированное Пекином объединение сталелитейной корпорации Anshan Iron and Steel Group (Angang) с Benxi Iron and Steel Group (Bengang). В результате этой сделки появится компания, сопоставимая по масштабам с гигантом Baosteel Group.