«Имейте совесть, платите налоги здесь».
Выборы губернатора Красноярского края стали не только самыми дорогими региональными выборами за российскую историю, о чем говорят политтехнологи. В ситуацию пришлось вмешиваться лично президенту Владимиру Путину, который в ответ на отмену результатов выборов со стороны краевого избиркома назначил Хлопонина и. о. губернатора. И главное — победа олигарха в социологически репрезентативном регионе, немыслимая в России еще несколько лет назад. Хотя Хлопонин заявляет, что мстить своим противникам не собирается, в первом своем интервью в статусе губернатора он рассказал «Ведомостям» о многих неприятностях, которые теперь ждут «Русал» в Красноярском крае.
— Три месяца назад вы рассказывали, как на встрече с [главой «Базового элемента» Олегом] Дерипаской договорились максимально корректно вести кампанию. Вы считаете, договоренность была соблюдена?
— Формально — да.
— То есть?
— Я не могу предъявить претензии Дерипаске по поводу выборов, ведь Александр Викторович Усс открещивался от взаимосвязи. Я вообще считаю, что Усс был достаточно сильным конкурентом и самая большая его ошибка заключалась как раз в негативе. Если бы он из своей кампании вычеркнул негатив, начиная от роликов, клипов и заканчивая его выступлениями, его результат был бы гораздо выше. Первое, с чего он начинал каждое выступление: вот эти олигархи, которые вас ограбили…
— Многие политологи сделали из красноярских выборов вывод, что идиома «эти олигархи» и спекуляции на нелюбви к московскому капиталу уже не действуют.
— К сожалению, я не могу так сказать. Люди по-прежнему реагируют на это. Хотя в основе [выборов] уже не лежала идиологема олигархическая, а больше спекулировали на антитезе «свой — чужой». Но и она, получается, оказалась не слишком сильной.
— Эксперты оценили вашу кампанию в $40 — 50 млн. Это правда?
— Вопрос в том, как оценивать. Как можно оценить, скажем, интеллектуальную составляющую? Но могу сказать, что это была не дешевая избирательная кампания. Дороже, чем на Таймыре.
— Председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Константин Ремчуков заявлял, что президентский указ о вашем назначении и. о. губернатора был подписан при помощи сибирского полпреда Леонида Драчевского. Это так?
— Я думаю, что это неправильная конфигурация. Сперва возникла ситуация, которая не поддается никакой правовой логике и из которой нужно было найти выход. В Красноярском крае, который больше полугода находится без власти, в бюджетном кризисе и при падающем уровне жизни, оставлять территорию еще на полгода в такой же ситуации — это означало вводить в той или иной форме президентское правление. Были разные точки зрения, в том числе не вмешивать в этот процесс президента и решить вопрос на уровне избирательной комиссии. Но самый оптимальный и быстрый способ — это действительно указ президента. Собственно, решение о подписании указа президент принял самостоятельно. Об этом он мне сказал, когда мы с ним встречались один на один.
— Путина не тревожило, что вы представитель конкретного холдинга?
— Вот если вы пошли бы на выборы, то сделали бы это как представитель вашего издательского холдинга? Я неоднократно слышал о том, что на выборах боролись «Русал» против «Норникеля». А ведь помимо этого еще участвовали «ЮКОС», МДМ, Пугачев, а помимо этого еще боролся малый и средний бизнес, а также партии и движения, просто люди. Поэтому я бы сказал, что я выдвиженец большой группы общественных интересов — «Норникеля», политических партий и движений, предприятий малого и среднего бизнеса, большей части населения, которое, собственно, и одержало победу.
— Так или иначе многие ждут сейчас больших неприятностей для «Русала» на территории края.
— А почему, интересно знать?
— Ну потому что вы не доспорили.
— Это несвязанные вещи, никоим образом. Более того, я больше уважаю людей, которые занимают принципиальную позицию и не мечутся в зависимости от конъюнктуры. Я ценю людей по их поступкам, поэтому я не собираюсь воевать с «Русалом», с КрАЗом. Я собираюсь изложить некоторые правила игры, которые должны быть действительны для всех на соответствующей территории с действующей на ней Конституцией и налоговым законодательством. Если ты работаешь на территории Красноярского края, если ты эксплуатируешь природные ресурсы края, то налоги должны платиться на его территории, а не выводиться по различного рода схемам в офшорные зоны или в другие регионы.
— Но используемые «Русалом» трансфертные цены не запрещены законом.
— Безусловно. Но тогда я оставляю за собой право точно так же в рамках закона выстраивать по отношению к ним такие же «законные» позиции. Например, через налог на землю, через регулирование энергетических тарифов, через другие вещи.
— То есть изъять «справедливую» сумму налога другими инструментами?
— Либо изъять эту сумму другими инструментами в рамках закона, либо по-другому устанавливать тарифы на электроэнергию, либо выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень и менять те законы, которые сегодня существуют и действуют, отменять толлинг, другими словами.
— С толлингом-то у вас какая проблема? Это льготы по таможенной пошлине и по НДС — это федеральные, а не региональные платежи.
— Речь идет сперва не о внешнем толлинге — у России объективно не хватает сырья, чтобы производить такое количество алюминия. Но когда у нас есть Ачинский глиноземный комбинат, работающий на территории Красноярского края, а на КрАЗ глинозем поступает через офшорную зону по специальной цене, то для меня это вопрос. То есть вместо прямой схемы поставки Ачинский глиноземный комбинат за копейки покупает предприятие, находящееся в офшоре, а потом поставляет сюда на переработку уже по другой цене; и в результате что происходит? Все налоги исчезают.
— И что вы собираетесь делать?
— Я не вижу разницы на сегодняшний день: почему для того же алюминиевого комплекса выгодно платить налоги где-то в Урюпинске или в Москве, а не у нас? Поэтому я говорю: коллеги, если для вас с точки зрения выгоды это одно и то же, извольте платить налоги здесь.
— Переговоры такого содержания уже проходят?
— По отдельным отраслям проходят. По «Норникелю» это проще всего, потому что он как платил, так и платит на территории края, там исключительно вопрос о понимании объемов на два-три года вперед в зависимости от рыночной конъюнктуры. С угольщиками из МДМ договорились. Здесь принято достаточно квалифицированное решение, они обороты переводят на территорию Красноярского края. Следующий — «Евразхолдинг «, который работает на территории Красноярского края, добывает черную руду и поставляет ее на переработку в Кемеровскую область. Продажная цена руды ниже себестоимости, налоги, соответственно, меньше, и основная часть налогов остается на территории Кемеровской области. Вот это и есть процессы выстраивания правил игры, взаимоотношений с крупным бизнесом. Есть вопросы к «ЮКОСу», «Альфа-групп».
— А почему вы считаете, что им все равно, где платить налоги? Ведь известно, что структуры «ЮКОСа», МДМ, «Русала» зарегистрированы в Мордовии, Калмыкии, на Чукотке, где выдаются льготы по налогу на прибыль.
— Кто вам такое сказал?
— Это данные МНС.
— Нас это не касается. Есть, например, принадлежащая МДМ московская компания «Росуглесбыт», которая мне же потом перепродает красноярский уголь по цене гораздо выше, и прибыль вся оседает в Москве. Поэтому я говорю: вам же все равно, где платить налоги, имейте совесть, платите их здесь.
— Насколько вы рассчитываете увеличить бюджет следующего года, проведя серию таких переговоров?
— Я не могу дать такой конкретной оценки. Но примерно 5 — 6 млрд руб. — это дополнительные налоги, которые могут поступить на территорию.
— У вас есть в голове примерная сумма, которая должна оставаться от КрАЗа в бюджете края «по справедливости»?
— Почему вы меня все время заставляете работать по понятиям? Почему все время пытаетесь увести в систему двойного стандарта? «Примерная сумма» — это как? Для этого существует Налоговый кодекс, налоговое законодательство.
— Подождите, мы ведь договорились, что трансфертные цены законны, и в этом смысле региональные предприятия могут платить в бюджет сколько угодно.
— Нет, сколько угодно не могут. Либо мы договариваемся, либо я вижу свою задачу в том, чтобы отменить эти трансфертные цены на федеральном уровне.
— Край начнет финансировать социалку Норильска или это будет делать «Норникель» из своей прибыли?
— Вы, вероятно, имеете в виду ЖКХ. Его социальная сфера будет финансироваться за счет населения на 100% — к этому ведут все федеральные реформы. А Норильский комбинат, если хочет, будет выплачивать через различные инструменты материальную помощь населению, своим работникам.
— Как вы относитесь к намерению «Русала» подключить КрАЗ к Красноярской ГЭС напрямую, минуя «Красэнерго», за счет чего алюминщики получат энергию по 7 коп. /кВт?
— Мной готовится пакетное соглашение с крупными промышленными группами, в котором будет четко прописано, какие тарифы они должны платить за электроэнергетику. Мне непонятно, почему в Красноярском крае все население платит 54 коп. , промышленные предприятия платят 38 коп. , а КрАЗ — 18 коп.
— Алюминщики замечают, что через год вы не сможете влиять на их энерготарифы в связи с реформой энергетики.
— А у нас что, региональные энергетические комиссии ликвидируются?
— Нет, но они будут устанавливать только сетевой тариф — цену доставки.
— Ну вот мы и посмотрим, какой сетевой тариф им установить.
— Я чувствую, не видать алюминщикам тарифа 7 коп.
— Я считаю, что это беспредел. Моя задача не «замочить» «Красуголь», КрАЗ и т. д. Просто нам придется пакетировать вопросы их прибыли и социальной ответственности. Иначе мне трудно будет объяснить людям, почему они платят за электроэнергию больше, чем завод.
— Верно ли я понимаю, что никакого объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром, за которое выступал Лебедь, теперь не будет?
— Почему именно они должны объединиться, а не Ямало-Ненецкий, ХМАО, Бурятия, еще кто-то? Я, как губернатор, заявляю, что сейчас любое заявление об объединении — это политиканство чистой воды. Если сегодня их взять и объединить, то от этого потеряют все. Потому что при объединении произойдет усреднение нормативов Минфина по всей территории с точки зрения социальных программ, стандартов и нормы жизни населения. То есть к 3-миллионному Красноярскому краю добавится 46 000 населения Таймыра, а дальше количество людей поделится на бюджет, в результате северный коэффициент сильно снизится, а значит, Красноярскому краю придется изыскивать дополнительные источники средств в бюджете для того, чтобы финансировать северные социальные программы.
— То есть объединения не будет?
— Почему вы делаете такой неправильный вывод? Я просто показываю, что сейчас объединение приводит к всеобщим потерям. Нам надо создать союз трех губернаторов, разработать единые программы в области природопользования, социально-экономического развития, промышленности, которые должны изменить эти социальные стандарты для большой территории. После этого можно будет говорить о том, что при объединении никто ничего не потеряет.
— Зачем вам политическая карьера?
— Я имею опыт работы в управлении. Считаю, что на сегодняшний день могу принести больше пользы на этом участке. Предлагаю обществу нанять меня в качестве профессионального менеджера, который может управлять территорией. Который может из дотационной тяжелой территории сделать донора. Я не заинтересован в том, чтобы набивать себе карманы, — с карманами уже все в порядке.
БИОГРАФИЯ:
Родился 6 марта 1965 г. в г. Коломбо (Цейлон) в семье переводчика МИДа.
С 1983 по 1985 г. служил в армии. В 1989 г. окончил факультет международной экономики Московского финансового института. С 1989 по 1992 г. работал во Внешторгбанке СССР, где занимался проблемой государственных кредитов.
С 1992 г. — заместитель председателя правления ЗАО «АКБ «Международная финансовая компания». С 1994 г. — председатель правления, а с 1996 г. — президент банка МФК.
С мая 1996 г. — и. о. председателя правления ОАО «Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель». С июня 1996 г. — член совета директоров РАО «Норильский никель». С 28 июня 1996 г. — генеральный директор и председатель правления «Норникеля».
28 января 2001 г. избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В октябре 2002 г. утвержден в должности губернатора Красноярского края.