Skip to content

Интервью директора по технологиям и техническому развитию UC RUSAL Виктора Манна

Вопрос: Виктор Христьянович, как пережила кризис наука РУСАЛА? Насколько был сокращен или увеличен бюджет, работы по каким темам были приостановлены, отложены до лучших времен, а по каким темам наоборот — стали интенсивнее?


Ответ: Безусловно, кризис внес свои коррективы в планы по технологическому развитию компании. Если раньше объем инвестиций в научные разработки составлял около 100 млн долл в год, то сейчас эта цифра гораздо скромнее. Тем не менее, мы продолжаем работы по наиболее актуальным и перспективным направлениям.


— Сейчас компания в большей степени сконцентрирована на снижении себестоимости производства, а также по улучшению экологических показателей на каждом отдельно взятом предприятии. В первую очередь, это касается заводов, работающих по технологии Содерберга.


— Сейчас на Красноярском алюминиевом заводе /КрАЗ/ в четырех корпусах мы внедряем технологию «Экологичного Содерберга» — это новая конструкция электролизера, которая позволяет кардинально снизить нагрузку на окружающую среду до уровня производства, работающего по технологии обожженных анодов, снизить расход электроэнергии на 700-900 КВт/тонну, расход фторсолей на 6-7 кг/тонну, увеличить КПД электролизера, а также уменьшить объемы ручного труда.


— Эта технология хорошо зарекомендовала себя, мы видим ее эффективность и планируем внедрять ее в дальнейшем как на остальных корпусах КрАЗа, так и на других заводах компании. Например, до конца 2011 г мы планируем перевести на «Экологичный Содерберг» как минимум два корпуса Братского алюминиевого завода /БрАЗ/.


Вопрос: В какой стадии находится проект по внедрению коллоидного анода? Когда и где начнется его промышленное внедрение?


Ответ: Технология коллоидного анода – часть проекта «Экологичный Содерберг». Коллоидный анод уже используется в одном из корпусов Красноярского алюминиевого завода. Мы очень довольны результатами – расход коллоидной массы 26 кг/тонну — ниже расхода обыкновенной анодной, значительно сокращены испарения смолистых веществ.


— Следующий этап – испытание этой технологии на четырех корпусах.


— Технико-экономического обоснования проекта по переводу всех заводов на эту технологию у нас пока нет, но нужно понимать, что технология коллоидного анода в большей степени имеет экологический, а не экономический эффект. А чистый воздух нельзя измерить никакими деньгами.


Вопрос: Один из наиболее амбициозных научных проектов компании – это разработка инертного анода. Расскажите, пожалуйста о преимуществах этой технологии.


Ответ: Инертные аноды – это революционная технология с точки зрения экологии. Сейчас при получении металла стандартным способом на выпуск каждой тонны алюминия уходит до полутонны углеродной анодной массы, использование которой приводит к выбросу в атмосферу углекислого газа и смолистых веществ.


— При получении алюминия с помощью инертных анодов побочным продуктом будет не углекислый газ, а кислород. Второе преимущество технологии – снижение себестоимости производства на 7 проц по сравнению с технологией Содерберга и на 18 проц по сравнению с технологией с обожженными анодами.


Вопрос: В какой стадии находится этот проект? Когда и где начнется его промышленное внедрение?


Ответ: На сегодняшний день у нас уже есть материал для инертного анода, который позволяет производить алюминий с более низкой себестоимостью, чем технология угольных анодов.


— Но пока нам еще не удалось добиться необходимой чистоты алюминия – на настоящий момент она составляет 99 проц. Нам необходимо достичь показателя 99,7 проц.


— Помимо доработки материала, перед компанией стоит инженерная задача – разработать наиболее подходящую конструкцию электролизера для работы по новой технологии.


— Разработкой инертного анода занимаются и наши конкуренты, поэтому нам важно стать первыми, кто внедрит эту технологию в производство. Нашими разработками заинтересовались в РОСНАНО, мы очень рады этому и планируем сотрудничество, которое перейдет в практическую плоскость. Мы уже получили положительное экспертное заключение, на днях проект должен быть одобрен научно-техническим советом. Затем нам предстоит обсуждение на инвестиционном комитете, а также поиск оптимальной формы взаимодействия.


Вопрос: Продает ли РУСАЛ свои технологии конкурентам? Сколько это стоит?


Ответ: Технологические разработки компании – это ее конкурентные преимущества. Поэтому продавать самые последние инновации просто не выгодно. Но если раньше мы разрабатывали технологии исключительно для себя, то сейчас компания готова к тому, чтобы продавать технологии предыдущего поколения на сторону. Например, к нашей технологии сверхмощных электролизеров РА-400 уже есть большой интерес со стороны Индии.


— Пока мы только готовимся к выходу на внешние рынки, но я думаю, что доход от продаж технологий может составить десятки, а может быть и сотни миллионов долларов.


Вопрос: Что из последних изобретений будет внедряться на российских заводах РУСАЛА в 2010 г? Какой для этого предусмотрен бюджет?


Ответ: Помимо крупных разработок, о которых я уже сказал, практически на каждом предприятии сейчас открыты проекты технологических улучшений стоимостью от 500 тыс до 2 млн долл. Все они направлены на решение конкретных задач. Например, на КрАЗе и БрАЗе мы внедряем проект по расширению производства прокаленного кокса, который позволит существенно экономить на сырье.


— На Иркутском алюминиевом заводе /ИркАЗ/ запушена программа модернизации цеха производства анодной массы, которая должна повысить ее качество, а кроме того позволит перейти на более дешевый кокс — нефтяной.


— На Николаевском глиноземном комбинате /НГК, Украина/ сейчас существует проблема высокого содержания кремния в глиноземе, который в дальнейшем приводит к снижению качества алюминия. В апреле мы запускаем здесь новую систему фильтрации, кроме того, на предприятии открыт НИОКР по глубокому обескремниванию.


— Внедряется большое количество проектов, связанных со снижением энергопотребления. Каждый из этих проектов вносит свой вклад в повышение эффективности производства.


Вопрос: Какова сейчас средняя себестоимость производства 1 тонны алюминия на предприятиях Русала, и какой она станет после того, как будут внедрены все разработки, о которых мы только что говорили? А главное — насколько чище станут сами заводы, и атмосфера вокруг них?


Ответ: Ответить на этот вопрос очень сложно. По итогам 2009 г у нас средняя себестоимость составила 1471 долл за тонну. На себестоимость влияют, кроме технологических новшеств, тарифы на энергию, цены на сырье, ж/д тарифы и пр. И заметьте, это все сильно растет с подъемом экономики.


— На предприятиях компании сейчас в разработке сотни проектов улучшений, и каждый из них принесет с течением времени определенный эффект. Могу сказать, что мы уверенно движемся в сторону снижения воздействия на экологию. Например, программа модернизации КрАЗа, завершенная в 2009 г, привела к снижению выбросов смолистых веществ в 2.7 раз.


— Что касается экономического эффекта проектов, могу привести следующий пример: внедрение технологии инертного анода на КрАЗе позволит заводу экономить примерно 200 млн долл в год. А это весьма внушительная сумма.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...