В последние годы, благодаря продуманным действиям комиссии по регулированию тарифов на железнодорожном транспорте, ответственной политике Минтранса и министерства путей сообщения, министерства по антимонопольной политике и федеральной энергетической комиссии была успешно проведена реформа железнодорожного транспорта России и введен в действие новый прейскурант 10-01, отвечающий самым современным требованиям. Стабилизировались грузопотоки российских экспортеров, железнодорожники успешно справились с нарастающим объемом перевозок. Все крупные порты страны из года в год увеличивали грузооборот, удовлетворяя потребности внешней торговли.
На первом этапе прейскурант 10-01 не оказал существенного влияния на сложившиеся грузопотоки благодаря введению дополнительного коэффициента 1,12 при экспортных перевозках черных металлов через порт Новороссийск в вагонах общего пользования на расстояния свыше 2300 км, и коэффициента 1,1 для российских грузов, следующих через порты Латвии и Эстонии. Однако первая же индексация железнодорожных тарифов с увеличением на 12%, вступившая в действие с 12 января текущего года, создала предпосылки для перераспределения грузопотоков, в первую очередь уральских металлургических комбинатов. Если на 15 сентября 2003 г. расходы уральских металлургов на доставку своих грузов до основных рынков сбыта в Юго-Восточной Азии через порты Дальнего Востока и Черного моря были примерно одинаковыми, то сегодня доставка тех же грузов через Черное море на 3 американских доллара дешевле.
Основным рынком сбыта экспортной металлопродукции по-прежнему являются Китай и страны Юго-Восточной Азии и осуществление отгрузки в эти регионы возможны через порты Владивостока и Новороссийска.
В связи с увеличением тарифов на 12% в 2004 году из-за действующих по прейскуранту 10-01 коэффициентов, учитывающих расстояния перевозок, произошло изменение существующей ситуации. Перевозка металлопродукции через Новороссийск стала более дешевой по сравнению с Владивостоком.
С введением прейскуранта 10-01 в сентябре 2003 года железнодорожный тариф от Уральских меткомбинатов до Владивостока был на 19 долларов США дороже, чем до Новороссийска. Сегодня – уже на 22. Мнение о том, что повышение тарифов на перевозку экспортных грузов черных металлов позволит перераспределить грузопотоки из Новороссийска на Дальний Восток, непонятно и абсолютно не аргументировано. Очевидно, что любое последующее увеличение железнодорожного тарифа, без использования дополнительных коэффициентов для порта Новороссийск, будет давать дополнительные преимущества Черноморскому направлению.
Подобный подход к формированию железнодорожных тарифов прямо противоречит транспортной стратегии Российской Федерации, принятой правительством. Сегодня все без исключения транспортные структуры страны прилагают усилия для привлечения транзитных грузопотоков, предоставляя различные скидки, но в то же время собственные грузы отдаются иностранным морским перевозчикам, зарабатывающим на перевозках российских грузов в Юго-Восточную Азию практически столько же, что и российские железные дороги.
Если на Дальнем Востоке успешно функционирует крупнейший российский морской перевозчик FESCO, то на Черном море основная доля рынка морских перевозок приходится на иностранный флот — при этом ставки фрахта за тонну груза превышают ставки на дальневосточном направлении более чем в два раза.