Минэкономразвития продолжает навязывать правительству жесткую тарифную политику в области регулирования естественных монополий. В сценарных условиях развития экономики на три года, отправленных Касьяновым на недельную доработку, как никогда конкретно описаны безрадостные для монополистов перспективы. Среднегодовые темпы повышения для «Газпрома» составят 25% , для РАО ЕЭС 15 — 18% , а для МПС и вовсе «в пределах инфляции». Впрочем, у монополий есть возможность побороться за свое светлое будущее до пятницы.
Определяя тарифы на этот год, правительство уже продемонстрировало, кто из монополистов ему симпатичнее. Железнодорожникам тарифы повысили на 16% , а энергетикам на 20% , твердо при этом пообещав, что больше в этом году повышений не будет. А вот «Газпром» получил не только 20% -ное повышение в марте, но и обещание еще одной индексации летом — в общей сложности в пределах 35%. Это объясняется тем, что «Газпром» находится в долговой яме — дефицит бюджета компании, по данным ФЭК, равен $5,8 млрд.
Похожие приоритеты, только еще более жесткие, заложены и в сценарных условиях на три года. Замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов не скрывает, что его ведомство в корне пересмотрело свою недавнюю позицию о необходимости ускоренного роста слишком дешевых тарифов. «В случае с «Газпромом» мы признаем, что тарифы должны расти, чтобы на внутреннем рынке мы приблизились к рентабельности. Для РАО ЕЭС 15 — 18% совершенно достаточный рост, а в МПС есть ощущение серьезных внутренних резервов, которые руководству отрасли предстоит задействовать», — считает замминистра.
Сами монополисты, разумеется, недовольны такими перспективами. По словам главы департамента планирования РАО ЕЭС Игоря Кожуховского, энергетики исходят из среднесрочной перспективы 30% -ного роста ежегодно. «Согласно нашему пониманию динамики цен на энергоносители, пониманию размеров инвестпрограммы, нам надо за три года минимум в два раза поднять тарифы, даже реализуя жестокие планы сокращения издержек», — говорит энергетик.
А высокопоставленный сотрудник МПС вообще считает, что его ведомство обижают исключительно исходя из невысокого политического веса нынешнего руководства. «Как можно индексировать наши тарифы параллельно с инфляцией, если и в этом году чистый убыток дорог составит 26 млрд руб. «, — возмущается источник.
Впрочем, и у «Газпрома» есть повод для недовольства. По данным начальника управления оптовых цен на газ Дениса Волкова, «сейчас средняя себестоимость дошедшего до потребителя газа составляет 600 руб. за 1000 куб. м, а средний тариф не достигает и 500 руб. «. Поэтому в ФЭК считают, что тарифы «Газпрома» следует повышать активнее — «хотя бы на 30% ежегодно».
Согласно сообщению департамента правительственной информации, Грефу было предложено при доработке сценарных условий «обосновать величины изменения тарифов». Но при этом замруководителя аппарата правительства Алексей Волин считает, что «в целом правительство этот документ одобрило».
Независимые экономисты видят в действиях правительства новую стратегию регулирования. Главный экономист «Тройки Диалог » Олег Вьюгин думает, что правительство отказывается от идеи подробно разобраться в структуре издержек монополий в пользу другой — установления низких тарифных потолков, чем планируется стимулировать монополистов на сокращение издержек. «Все это довольно справедливо, ведь по сравнению с мировыми ценами тарифы МПС весьма приличны, на энергетику низкие, а на «Газпром» ужасно низкие, поэтому только «Газпрому» и дали опережающий рост, а МПС притормозили. Наверняка учли общие финансовые проблемы «Газпрома», — говорит Вьюгин.