ГМК-2006: обеспечение ресурсами (Часть 3) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Металлолом В 2006 г. произошло существенное повышение стоимости металлолома. К концу года украинское сырье на внутреннем рынке стоило почти столько же, сколько и лом на экспорт. Ожидалось, что в связи с подорожанием газа себестоимость выплавки чугуна вырастет, и металлурги станут больше использовать металлолом. Зимой, из-за ограничения лимитов по газу, возник даже дефицит лома, его стоимость, вместо оговоренных 850 грн./т, увеличилась до 965 грн. На 2006 г. необходимое количество привозного металлолома оценивалось в 8 млн.т. Реальная же потребность и, соответственно, поставки, составили 7 млн. т, что на 9,5% выше уровня 2005 г. В среднем потребности метпредприятий в этом сырье были удовлетворены на 90%. Потребление стального лома в Украине стабильно увеличивается и будет дальше расти. Уже сегодня ощущается напряженность с его поставками, в ближайшие годы дефицит будет нарастать. Связано это с общим снижением объемов ломосбора в последние годы и увеличением использования сырья в сталеплавильном производстве. Помимо постепенного увеличения доли выпуска электростали в отрасли планируется строительство и ввод ряда сталеплавильных проектов, которые будут работать на ломе. Эксперты прогнозируют, что в связи с ростом привлекательности внутреннего рынка, где цены сравнялись с экспортными, отгрузка зарубеж украинского лома будет снижаться. Более того, если выплавка стали в ближайшие годы будет расти, вероятно, увеличение импорта лома, объемы которого до последнего времени были минимальны. Колебания цен на рынке лома, как и прежде, будут определяться уровнем спроса и сезонными факторами, однако стоить $150/т, как это было в минувшие годы, он уже не будет. В 2006 г. цена металлолома постоянно повышалась самими металлургами, которые предлагали поставщикам более высокую цену, конкурируя за свободные объемы. В итоге закупочные котировки метпредприятий выросли с начала года почти на 50%, а именно со $170/т без доставки в январе до $250/т в ноябре. Падение объемов ломосбора в Украине также связано с непрозрачностью и зарегулированностью рынка и низким уровнем инвестиций в ломоперерабатывающую промышленность. В 2006 г. важнейшими законодательными новациями в этой сфере стали снижение экспортной пошлины на лом и освобождение от обложения НДС операций с металлоломом (поставка и импорт). Закон о поэтапном (в течение 7 лет с ?30 до ?10/т) снижении экспортных пошлин принят в рамках «пакета законопроектов по ВТО». Металлургическое лобби в парламенте, которое несколько лет блокировало снижение тарифов, согласилось поддержать новый закон в обмен на либерализацию металлоторговли с Евросоюзом. Кроме того, в настоящее время украинский рынок лома все меньше ориентируется на экспорт. За минувший год экспорт лома составил всего 744 тыс. т, что на 41% меньше уровня 2005 г., да и вообще самый низкий показатель за несколько лет. В целом, за последние пять лет объемы вывоза лома снизились в восемь раз. Следует добавить, что в минувшем году еще правительством Еханурова было принято решение об исключении лома из режима свободной торговли с Молдовой. Таким образом, снижение пошлин не приведет к существенному росту экспорта сырья. Сегодня спрос и цены на лом на внутреннем рынке выросли настолько, что экспортные операции для поставщиков лома потеряли смысл. Обеспечение ломом метпредприятий:
Закон об освобождении от НДС операций с ломом формально вступил в действие с 1 января 2007 г. Правда, реально он начнет работать тогда, когда правительство примет постановление, уточняющее перечень лома и отходов черных металлов, по отношению к которым НДС взиматься не будет. В полной мере оценить влияние отмены «ломного НДС» на рынок удастся только после этого. Пока, с началом 2007 г. большинство метпредприятий снизили закупочные цены на размер НДС – с 1240-1250 до 1040-1050 грн./т. Освобождение от налога вводится, как временная мера – до 1 января 2008 г., однако впоследствии она может быть продлена. Принятие этого законопроекта должно исключить злоупотребления при возмещении экспортного НДС предприятиями, использующими криминальные схемы возврата налога, а также позволит сократить теневую часть рынка металлолома, повысить экологическую и радиационную безопасность, увеличить объемы ломосбора. По оценкам «УаВтормет», потребность внутреннего рынка в металлоломе на 2007 г. с учетом предусмотренного объема производства стали составит около 8 млн. т. Это предполагает ежемесячные поставки метпредприятиям в 670 тыс. т. Сами операторы рынка называют такие цифры нереальными, указывая, что максимальный объем поставок в месяц был достигнут в минувшем году, и все равно это было не более 630-640 тыс. т. Сами металлурги опасаются, что под запланированные на 2007 г. объемы производства стали не хватит порядка 1 млн. т металлолома. Ж/д тарифы В течение 2006 г. грузовые ж/д тарифы не корректировались. Однако в конце года «Укрзализныця» сообщила, что повышение стоимости услуг произойдет с 1 января 2007 г. В частности, предлагается увеличить ставки внутренних перевозок руды и концентрата на 43%, экспортных – на 19%, одновременно тарифы на импорт этой продукции могут снизиться на 20%. Минтранссвязи заявил, что, выравнивая импортные и экспортные тарифы, приводит законодательство в сфере тарифной политики в соответствие с требованиями ВТО. Федерация металлургов Украины отреагировала на планы Минтрансвязи повысить ж/д тарифы и аккордные ставки на перевалку внешнеторговых грузов в портах соответствующим заявлением, в котором прогнозирует, что повышение тарифов спровоцирует новый виток инфляции и станет причиной системного кризиса экономики. Для металлургов повышение тарифов на 29% и аккордных ставок за перевалку грузов в портах на 30% обернется дополнительными незапланированными расходами в размере 2,5 млрд. грн. Соответственно, расчетная рентабельность метпроизводства в 2007 г. снизится к критической границе 4%, сократятся производство и объемы сбыта продукции, что приведет к потере внутреннего и внешнего рынков. Это, в свою очередь, отразится на валютном балансе страны, значительно уменьшатся отчисление в бюджеты всех уровней. Только госбюджет Украины недополучит около 900 млн. грн., – заявляют металлурги. Они требуют отменить приказы о повышении тарифов и аккордных ставок, а также создать эффективный орган по вопросам регуляции тарифов на транспорте, который будет устанавливать новые тарифы в зависимости от уровня инфляции, себестоимости услуг, уровня цен на энергоносителе и других факторов, с учетом консультаций с основными потребителями услуг. По данным ассоциации «Укррудпром», из-за повышения тарифов на ж/д перевозки потери горнорудных предприятий в следующем году превысят 200 млн. грн. Кроме того, принятые решения стимулируют рост импорта в Украину ЖРС и, наоборот, ухудшение позиций украинских рудокопов на экспортных рынках. И металлурги, и рудокопы жалуются на дефицит грузовых вагонов в отрасли, который в 2006 г. не только не уменьшился, но продолжает нарастать. В конце лета и осенью серьезные проблемы возникли с поставками вагонов для транспортировки угля из России. Из-за дефицита подвижного состава «Укрзализныци» отгрузки коксующегося угля из РФ фактически оказались заблокированными, вследствие чего пострадали украинские метпредприятия и КХЗ. Также в последние месяцы года усугубилась проблема недопоставок грузовых вагонов предприятиям «Укррудпрома», в результате чего на экспорт было недопоставлено до 500 тыс. т железорудного сырья. Минтранссвязи заявляет, что дополнительные доходы «Укрзализныци» от повышения грузовых ж/д тарифов будут направлены на закупку подвижного состава. Ведомство собирается строить вагоны на своих предприятиях, а также закупать их напрямую и по лизинговым схемам. В одобренной правительством Концепции госпрограммы реформирования ж/д транспорта наличествует долгосрочная программа по обновлению подвижного состава. В частности, в 2007 г. запланировано приобрести 150-170 вагонов, в то время как в 2006 г. было закуплено всего 61 вагон. На сегодняшний день парк вагонов «Укрзализныци» составляет 7,6 тыс. шт., износ составляет 60-70%. Однако предприятия ГМК, которые являются основными потребителями услуг украинских железных дорог в промышленности, сомневаются в том, что при существующем непрозрачном бюджете и механизме управления «Укрзализныцею» положение может измениться. После предыдущего повышения тарифов было в апреле 2005 г., когда корректировалась стоимость перевозки, в частности, угля и черного лома, улучшения положения с закупкой вагонов не произошло.
В первой части читайте о проблеме обеспечения природным газом и железной рудой Во второй части читайте о проблеме обеспечения коксом и углем |
ГМК-2006: обеспечение ресурсами
Опубликованно: 6 февраля 2007