Skip to content

ГМК эпохи выживания-4

/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Ферросплавная отрасль украинского ГМК сегодня сконцентрирована в руках одних хозяев. Это – владельцы группы «Приват», которая производит свыше 90% отечественных ферросплавов. Фамилии их хорошо известны в стране и за ее пределами – бизнесмены Коломойский и Боголюбов. В их активе три крупнейших ферросплавных завода в Запорожье, Никополе и Стаханове, а также ГОКи по добыче и переработке марганцевых руд. Фактически они снабжали практически всю украинскую металлургию ферросплавной продукцией, плюс еще импортировали и в другие страны. Но в ноябре прошлого года первыми после начала кризиса остановили производства из-за отсутствия рынка сбыта. Продукцией были забиты склады, а на Запорожском заводе ферросплавов готовый продукт размещали непосредственно на территории, так как хранить больше было негде. Вскоре между правительством и предприятиями был подписан меморандум о замораживании тарифов на перевозки и электроэнергию, так что побочные факторы уже не влияли на ферросплавщиков, да и остальных металлургов. Вот только дела ферросплавных заводов от этого кардинально лучше не стали.


 


Конфликт смежников


 


В последние месяцы украинские металлурги стали почему-то игнорировать отечественных производителей ферросплавов. А те, в свою очередь, почему-то не стали задумываться о потере рынков сбыта, в том числе и российского. Но куда важнее стала переориентация металлургов на импортное сырье. Может быть руководство «Привата» решило, что патриотические настроения и солидарность заставят украинские предприятия покупать их ферросплавы? Или, может, подняли настроение победы в Днепропетровском суде над «Арселор Миталл Кривой Рог» по поводу нарушения договорных обязательств в условиях кризиса, в результате чего Запорожский завод ферросплавов должен получить 206 млн. грн.


Тут, действительно, сложилась любопытная ситуация. Согласно договору, заключенному еще в марте 2007 года, «Арселор Миттал Кривой Рог» должен был вносить ежеквартальную предоплату за ферросплавы, закупаемые на Запорожском ферросплавном заводе. Контракт работал до сентября 2008 года, пока не разразился кризис. Вносить предоплату за четвертый квартал прошлого года меткомбинат отказался, ссылаясь на сокращение производства стали, а, соответственно, и уменьшение нужды в ферросплавах. К тому же, согласно договору, АМКР пришлось бы платить за запорожский товар по цене третьего квартала 2008 года, когда она была пиковой. На «Арселор Миттал Кривой Рог» ситуацию сочли форс-мажорной и решили, что это дает им право отказаться от дальнейшего выполнения договора с ЗФЗ.


Но «приватовские» юристы добились через суды взыскания с АМКР 206 млн. грн. неполученной предоплаты. Правда, на криворожском комбинате заявляют, что готовы довести дело хоть до Европейского суда, но платить «Привату» за воздух не будут.


Так или иначе, но уже к началу осени 2009 года украинские металлурги около 40% ферросплавной продукции закупали за рубежом, что стало неприятным сюрпризом для группы «Приват». По данным Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), в 2008 году объем внутреннего рынка ферросплавов исчислялся 444 тыс. т, из которых лишь 21,28 тыс. т (т. е. 4,8%) приходилось на сплавы импортного происхождения. В текущем году спрос на ферросплавы упадет ориентировочно до 312 тыс. т, зато их импорт, по прогнозам УкрФА, увеличится до 107,65 тыс. т. Получается, что более трети ферросплавного компонента украинские ГМК закупают у зарубежных производителей. В настоящее время за квартал в Украину ввозится этого товара больше, чем было импортировано за весь прошлый год. А это значимые потери для производителей, являвшихся практическими монополистами на украинском рынке.


Сначала от закупок стали отказываться в Кривом Роге. Потом подключились «Азовсталь», «Алчевский меткомбинат», «Запорожсталь». Логику их понять можно. Во-первых, у иностранцев, особенно индийцев, цена была заметно ниже. Во-вторых, «Приват» за свои ферросплавы постоянно требует деньги вперед, импортеры же нередко соглашаются и на оплату постфактум. Им ведь хочется покорить новый рынок. Что они успешно и делают. Кстати, аналогичная ситуация происходила и в России, где украинские ферросплавы были вытеснены китайскими и индийскими. Причина в том же.


 


На пути к компромиссу


 


Казалось бы, простая логика требует поиска компромисса, особенно в условиях кризиса. Действительно, в начале года Минпромполитки и УкрФА пытались осуществить диалог между производителями и потребителями. Но прогресса добиться не удалось. Цены ферросплавщики снижали со скрипом, а металлурги не захотели за счет снижения своей рентабельности помогать наращивать капитал владельцам группы «Приват».


Генеральный директор «Арселор Миттал Кривой Рог» Жан Жуэ лишь недоуменно вопрошал: «Как я объясню владельцу предприятия, что закупаю сырье на $500-800 за т дороже, чем мог бы?». По его словам, даже с учетом морской перевозки из портов Южной Кореи в Украину и ввозной пошлины импорт ферросплавов в 2009 году выгоднее, чем закупка их же у соседей из Запорожского ферросплавного завода. Логика украинского бизнеса ему не была понятна. Для этого, наверное, надо было прожить здесь еще со времен СССР.


Почему же не хотят искать компромисс ферросплавщики? В группе «Приват» ссылаются на то, что они не могут слишком низко опускать цены, поскольку у ферросплавных предприятий неполная загрузка и дорогая электроэнергия, что негативно влияет на себестоимость продукции. Но в условиях рынка это не аргумент. Причем, по оценкам агентства «Металл-эксперт», себестоимость производства украинских марганцевых сплавов сейчас на $100-200 за т ниже, чем в Индии, не говоря уже о Китае. Загрузка ферросплавных мощностей группы «Приват» на Украине также не самая низкая – 71% в третьем квартале 2009 года. Относительно тарифов на электроэнергию, как мы уже говорили, с конца 2008 года действует мораторий на их повышение.


При всем этом цены, например, на силикомарганец на внутреннем рынке России на протяжении всего 2009 года были долларов на 200 ниже, чем в Украине. Разница между отпускной ценой украинских ферросплавщиков и ценой индийского импорта в начале года, действительно, достигала $800 за т. Правда, к сентябрю 2009 года эти цены практически выровнялись, но обратно украинские металлурги все равно не спешат. Тут не до патриотизма. Многие из них уже заключили контракты на ввоз ферросплавов до конца года. Некоторые благодаря этому получили ценовые скидки. Так, по данным УкрФА, в сентябре зарубежный ферросилиций все еще был дешевле, чем у национального производителя. Последний выставлял на него цены в интервале $1560-1670 за т, тогда как FeSi китайского происхождения можно было купить по $1320-1420 за т, европейского – $1510-1620 за т. Цены на другие марки держались более-менее паритетно. SiMn украинский – $1650-1700, индийский – $1660-1780, европейский – $1710-1830 за т. FeMn украинский – $1770-1840, индийский – $1750-1880, европейский – $1700-1820 за т.


 


Начало подъема?


 


Как бы там ни было, но деятельность ферросплавщиков целиком и полностью зависит от работы сталеплавильных предприятий. И тут можно рассчитывать на оздоровление ситуации. Украинские предприятия горно-металлургического комплекса в ноябре вышли на самые высокие с начала кризиса суточные показатели выпуска продукции. Об этом сообщил журналистам на брифинге министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий.


В частности, министр отметил, что это касается выпуска стали, чугуна и проката. Также он заявил, что, по оперативным данным Минпромполитики, падение производственных показателей по производству основных видов продукции в сравнении с прошлым годом составляет 18-20%. «Это намного лучше, чем было в предыдущие месяцы, и сегодня мы можем прогнозировать, что этот год мы закончим с показателями, если говорить о сырье, то на уровне 90-95%, по коксу – минус 12%, по прокату – минус 17%, по стали – минус 20%. Это намного лучше, чем было несколько месяцев назад», – сказал Владимир Новицкий.


В общем, сложившаяся ситуация во взаимоотношениях, думается, в скором времени будет разрулена. Да, кто-то понесет дополнительные убытки, но консенсус все же будет найден. Это понимают все, но каждый хочет выгадать себе какие-то поблажки. Или, по крайней мере, сохранение лица и нормализацию отношений. Ведь за первое полугодие 2009 года производство ферросплавов на Запорожском, Стахановском и Никопольском заводах составило лишь треть от показателя за аналогичный период прошлого года, и было бы хорошо, если бы к концу года эти предприятия произвели хотя бы три четверти или даже половину прошлогодних объемов. Увеличение отгрузок на экспорт не компенсировало потери на внутреннем рынке. Более того, это отозвалось и на стоимости марганцевой руды, которую в Украине контролирует та же группа «Приват». Но и тут прогнозы обнародываются перспективные, но одно дело прогнозировать, другое заключать контракты.


 


Реконструкция и экология


 


Доказательством нормализации производства служит и процесс модернизации предприятий. Наглядный пример недавно продемонстрировал Запорожский завод ферросплавов. Здесь началось строительство новой серии газоочистных сооружений, совмещенных с системой утилизации тепла. Об этом сообщил в ходе открытия строительной площадки для будущих очистных сооружений заместитель председателя правления ЗЗФ Сергей Балашов. По его словам, стоимость строительства газоочистных сооружений на данный момент оценивается в 70 млн. грн.


«Объем выбросов снизится в 650 раз (от 650 т до 1 т в год) благодаря установке новейших рукавных фильтров взамен системы мокрой газоочистки, которая была установлена еще в середине 60-х годов», – сказал Сергей Балашов. Строительство газоочисток планируется завершить к концу 2010 года. Подрядчиком по их проектированию выступило ООО «Консорциум Энергомашинжиниринг». После их запуска на очистных сооружениях будет смонтирована также система утилизации тепла. Именно этот фактор послужил поводом для широкой огласки реконструкции. В результате ее проведения станет возможным обогревать горожан излишним теплом, полученным в процессе производства ферросплавов. Ранее энергия уходила на обогрев атмосферы через факела предприятия.


Следует отметить, что реконструкция производится на месте 4-го плавильного цеха, который был пущен в эксплуатацию еще в 1964-66 годах. Тогда это был наимощнейший и наисовременнейший цех в Европе, оснащенный восемью рудовосстановительными печами большой мощности. Такие совершенно новые тогда плавильные агрегаты позволяли автоматизировать и механизировать производство. Для очистки ферросплавных газов, забираемых из-под сводов закрытых печей, здесь была установлена прогрессивная на тот момент мокрая газоочистка. Однако сегодня такие установки не полностью соответствуют современным требованиям природоохранного законодательства, поэтому для устранения негативного воздействия цеха на экологию города на заводе и была разработана программа реконструкции цеха, которую планируется провести в две очереди.


Мероприятия первой очереди реконструкции планируется выполнить до 1 января 2011 года. Во вторую очередь запланировано провести реконструкцию печей с переводом в открытый режим, строительство газоочисток, оснащенных высокоэффективными рукавными фильтрами типа ФРИР специальной конструкции, остальных шести печей цеха, ликвидацию мокрых газоочисток и строительство системы утилизации тепла. Применение современного газоочистного оборудования обеспечит выполнение всех требований экологического и природоохранного законодательства Украины. О чем говорится и в областной программе выхода из экологического кризиса, за выполнением которой строго следят депутаты областного совета.


Мероприятия первой очереди реконструкции являются значимой частью и «Плана развития ЗФЗ на 2010 год», который включает в себя рад программ, таких как реконструкция девятой и десятой печей с переводом на постоянный ток, развитие дробильно-сортировочного оборудования для 100%-ного фракционирования и учета готовой продукции, модернизация весового хозяйства в плавильных цехах, строительство транспортерной линии подачи шихтовых материалов в цехе № 1, установка преобразователей частоты вращения электродвигателей на вентиляторы четырехсекционной градирни насосной станции №1, программа переработки текущих шлаков на территории завода с утилизацией тепла, и другие мероприятия.


Общие же затраты по всем инвестиционным проектам в 2010 году составят около 125 млн. грн. В последнее время мощности ферросплавного задействованы на 60-70%, так что время для реконструкции выбрано своевременно. Главное, чтобы средств хватило. Но если начали – значит, все просчитали. Своевременно еще и потому, что никто не может исключить, что на предстоящих в конце мая местных выборах тему экологии будут эксплуатировать все, кто будет претендовать на места в местных советах. И тут экологическая тематика станет одной из ведущих, где есть с кого спрашивать.


Не забывают о модернизации и на Никопольском ферросплавном. С целью увеличения производственных мощностей по дроблению и фракционированию ферросплавов на заводе предусматривается модернизация дробильно-сортировочного комплекса (ДСК). Производительность модернизированного ДСК – 15 т/час. Для улавливания пылевыделений аспирационная система ДСК подключается к существующей пылеочистной установке.


Совместно с модернизацией ДСК предусматривается замена на пылеочистной установке существующих фильтровальных рукавов на рукава из ткани с улучшенными показателями по улавливанию пыли. Реализация проектных решений приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ на 2,112 т/год (в том числе марганца и его соединений – 0,8408 т/год) по сравнению с утвержденными нормативами, а, следовательно – к снижению их максимальных приземных концентраций на границе санитарно-защитной зоны. В общем, такие же экологические проблемы. Руководство предприятий знает, что со временем спрос за выбросы будет только ужесточаться. Тем более что за это будут ратовать все. В том числе и сами заводчане, чьи семьи проживают в непосредственной близости от источников загрязнения. Это также относится и к Стахановскому заводу, расположенному также в одном из самых загрязненных регионов страны. И не надо еще забывать, что какими бы не были высокими профессионалами юристы, эффект от их деятельности все же будут подсчитывать экономисты.

ГМК эпохи выживания – 3

/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Все крупные металлургические предприятия Украины входят в сферу влияния крупных магнатов, так или иначе связанных с бывшим советским прошлым. За исключением одного. Самого крупного и мощного – «Криворожстали». Так раньше назывался этот комбинат, где трудились десятки тысяч горожан. Сегодня им владеет индийский магнат Лакшми Миттал, чье имя вошло и в новое название предприятия – ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог». Криворожский комбинат стал для него, бесспорно, ценным приобретением, поскольку включал в себя полный металлургический цикл – т.е. такие производства, как коксохимическое, горно-обогатительное, шахтоуправление по подземной добыче руды и металлургическое, которое состоит из аглодоменного, сталеплавильного и прокатного переделов. ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог» и сегодня специализируется на производстве арматурной стали и катанки из обычных и низколегированных марок сталей, а также производит агломерат, концентрат, кокс, чугун, сталь, сортовой и фасонный прокат, доменный шлак, будучи, при этом, лидером украинского ГМК. Наличие собственной сырьевой базы и основных переделов, безусловно, облегчает руководство предприятием, способствует снижению себестоимости продукции и улучшает маневренность ценовой политики. Но не все так просто…


 


Суд и криминал


 


В августе и сентябре на предприятии из-за дефицита коксующегося угля сложилась очень сложная ситуация. Впрочем, аналогичная проблема возникла во всем украинском ГМК. Но это не выбило никого из привычного графика. А вот у двух основных поставщиков ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог» в это время произошли несчастные случаи на предприятиях, которые повлияли на снижение уровня производства. В связи с этим объемы поставок коксующегося угля сократились.


Но и после выхода из критичной для них ситуации поставщики коксующегося угля несмотря на заключенные с ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог» контракты отдали приоритет другим потребителям. В результате падения объема поставок только в сентябре на комбинате не смогли произвести более 200 тыс. т чугуна. А это уже серьезно, учитывая кризисную ситуацию с заказами. Поэтому для того чтобы выполнить свои обязательства перед потребителями на ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог» применили альтернативный вариант: начали импортировать уголь из Польши. Благодаря этому выпуск чугуна в октябре достиг 15 тыс. т ежесуточно. Ситуация на предприятии начала стабилизироваться. С середины октября уже выполнялись заказы для внутреннего рынка, а в ноябре пошли в производство и заказы для экспорта.


Вообще-то взаимоотношения с украинскими партнерами складываются для АМКР не всегда удачно. Например, с запорожскими ферросплавщиками до сих пор тянется судебное разбирательство по поводу договора о поставках продукции запорожцев в предусмотренных объемах по завышенным ценам. Из-за существенного снижения объемов производства на предприятии больше не требуется тех объемов ферросплавов, которые заказывались раньше. Об этом администрация ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог» официально уведомила Запорожский завод ферросплавов. Те, в свою очередь, уже подготовили продукцию под данный заказ, т.е. осуществили весь цикл необходимых работ. И, соответственно, понесли затраты. Вот и пошли судебные разборки. Днепропетровский суд принял сторону запорожцев, обязав АМКР выплатить им свыше 200 млн. грн. За этим последовали протесты, новые заседания, новые суммы, новые споры, тянущиеся до сих пор. Со стороны кажется, что по-своему правы обе стороны. Но суммы очень высокие. Особенно в кризисный период, когда дорога каждая копейка.


А тут еще одна беда – бандитизм, связанный с хищениями металла. Начальник городского управления МВД Кривого Рога полковник Александр Билоусов недавно получил строгий выговор за недостаточную профилактическую работу по нейтрализации преступных групп, которые занимались разворовыванием металлопродукции с комбината «Арселор Миттал Кривой Рог». Об этом заявил сам министр внутренних дел Украины Юрий Луценко на пресс-конференции в Кривом Роге.


«После знакомства с расследованием дел о разворовывании у меня создалось устойчивое впечатление, что идет соревнования между внешними силами, которые хотят разворовывать металлопродукцию с предприятия, и внутренними силами, которые хотят ее разворовывать еще больше», – подчеркнул министр, который связывает разворовывание металлопродукции на «Арселор Миттал Кривой Рог» с резонансными покушениями на убийство ведущих топ-менеджеров комбината в 2009 году. Министр подчеркнул, что сейчас следствие отрабатывает основную и перспективную версию относительно покушений на руководителей комбината. Окончательное расследование этой версии, по его словам, будет завершено через месяц-полтора, а то и раньше.


Министр отметил, что не удовлетворен работой криворожской милиции после убийства местного криминального авторитета по прозвищу Сквозняк, который был причастен к разворовыванию металлопродукции. Он уточнил, что местная милиция нашла убийц криминального авторитета, но не разоблачила членов преступных группировок, которые продолжали свою незаконную деятельность. А их в городе хватает: около 15 преступных групп действовали вокруг металлургического комбината. Причем, по словам министра, сейчас получены оперативные данные о причастности к разворовыванию металлопродукции на «Арселор Миттал Кривой Рог» должностных лиц предприятия, которые были связаны с криминальными группами. О чем, в принципе, все догадывались.


 


Безопасный ноябрь


 


О безопасности на АМКР говорят и применительно к производству. Так, в середине ноября прошло заседание руководящего комитета проекта «Стремление к нулю», на котором были приняты важные решения, способствующие улучшению производственной безопасности в ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог».


Подводя итоги проделанной работы в рамках проекта «Стремление к нулю» за 9 месяцев 2009 года, директор по охране труда, менеджер проекта «Стремление к нулю» Владимир Кириленко отметил, что управлением охраны труда и пожарной безопасности был разработан проект «10 золотых правил производственной безопасности». Кроме того, в отчетный период был подготовлен и направлен в структурные подразделения предприятия информационный бюллетень, включающий рекомендации по предотвращению случаев падения работников при неблагоприятных метеорологических условиях. Для проведения профилактической работы по предупреждению случаев производственного травматизма, а также пропаганды безопасных способов и методов выполнения работ подготавливаются и рассылаются в структурные подразделения информационные мини-бюллетени.


Генеральный директор АМКР Жан Жуэ при обсуждении проекта остановился на необходимости доведения этих правил до сведения каждого работника предприятия при личном общении руководителей с работником (от мастера до начальника цеха), обязательного убеждения в необходимости их соблюдения и получении письменных обязательств по их выполнению. «Десять золотых правил производственной безопасности» должны стать инструментом менеджмента производственной безопасности для каждого руководителя на всех уровнях управления», – подчеркнул в своем выступлении г-н Жуэ. В течение двух месяцев будет организовано изготовление брошюр «10 золотых правил производственной безопасности» для каждого работника предприятия.


На совещании был также представлен пилотный проект «Автоматизированная система контроля процедур, обеспечивающих производственную безопасность». Проект разработан как корректирующее действие по результатам аудитов этого года, которыми была выявлена неэффективность существующей системы контроля со стороны руководителей и специалистов цехов. Внедрение проекта позволит обеспечить абсолютный контроль выполнения персоналом процедур по безопасности в автотранспортных подразделениях транспортного департамента.


Транспортники презентовали еще один проект – «Технология промышленной безопасности системы LOTO», которым предусматриваются дополнительные меры безопасности (дополнительная механическая защита от несанкционированной подачи опасной энергии) для персонала при производстве ремонтных работ на оборудовании, коммуникациях, конвейерном транспорте и т.п. По словам начальника автотранспортного управления Алексея Смирнова, осуществление данного проекта предлагается посредством внедрения на предприятии устройств (блокираторов), обеспечивающих невозможность запуска механизма или оборудования в случае неконтролируемого выброса или подачи различных типов энергии до тех пор, пока блокиратор не будет удален, а также информационных бирок на заблокированных устройствах. В общем, проблема безопасности прошла красной нитью в ноябрьской жизни комбината. Главное, чтобы эта нить не прерывалась, а становилась крепче.


 


Срыв строительства и экологические задачи


 


Еще одно событие, которое связано и с экологией и с технологией, – это строительство новой аглофабрики. В результате ее ввода планируется снизить экологическую нагрузку на город, так как на агломерационное производство приходится более 70% всех выбросов основных технологических процессов предприятия в окружающую среду.


Однако в августе комбинат объявил, что откладывает начало строительства новой аглофабрики. Еще в конце прошлого года допускалось, что оно начнется в 2009 году, но сейчас директор комбината по инвестициям Марк Рудой констатирует, что старт возможен не ранее следующего года и будет «привязан» к уровню выпуска металлопродукции: «Когда выйдем по загрузке на уровень 2006 года, тогда и начнем строить». Примерный срок окончания строительства – 2013 год, ежегодная производительность фабрики – 10,136 млн. т железорудного агломерата (подготовленное сырье для доменного передела), стоимость – до 1 млрд. грн. Запуск объекта позволит практически сразу остановить действующую аглофабрику металлопроизводства.


Уже подобрана площадка для нового объекта – на территории комбината между металлургическими цехами и горно-обогатительным комплексом (ГОК), недалеко от домны № 9 и на значительном удалении от жилых кварталов; площадь застройки – 93 га. Такое расположение выбрано ради максимального приближения к источнику основного сырья – рудного концентрата. Но, увы, кризис сказался и на этом проекте.


Надо отметить, что современные экологические требования заставляют комбинат сокращать выбросы и модернизировать мощности сразу по всем основным цехам. Например, масштабные работы проведены на коксохимическом заводе компании: там внедрены современные технологии пылегазоподавления на всех стадиях производства, реконструирован цех сероочистки (это позволяет очищать коксовый газ от сероводорода до содержания 0,5 г на куб. м). Общий экологический эффект от этих и других новаций – сокращение годовых выбросов в атмосферу на 2364,9 т, в том числе пыли коксовой на 261,7 т, сернистого ангидрида – на 1669 т.


При модернизации домны № 8 (капитальный ремонт первого разряда) построены аспирационные установки с коммуникациями от литейных дворов и подбункерного помещения с оснащением источников выбросов двумя современными электрофильтрами от компании Alstom Power Stavan (Франция), со снижением концентрации пыли со 160 мг до 30 мг на куб. м. А установка по брикетированию уловленной в электрофильтрах пыли не имеет аналогов в Украине. Брикеты (до 170 тыс. т в год) используются как добавки к шихте при выплавке чугуна. Общий итог таких «доменных» мер – уменьшение ежегодных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 5400 т.


Также комбинат в последние годы построил новый полигон для отходов третьего и четвертого класса опасности, реконструирует хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение ГОКа. В 2008 году на природоохранные мероприятия в общей сложности было затрачено 231,387 млн. грн. В этом году сумма будет в несколько раз меньше, но в 2010 году ожидается постепенное восстановление финансирования.

ГМК эпохи выживания – 2

/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Среди украинских металлургических гигантов в наиболее сложное положение попал символ зарождения советской металлургии комбинат «Запорожсталь». Кризис совпал с началом реконструкции сталеплавильного производства. О переходе с мартенов на конвертеры на предприятии говорили уже двадцать лет. В конце 80-х годов уже было подготовлено ТЭО строительства кислородно-конвертерного цеха, но внедрить этот замысел не удалось до сих пор. Тогда помешали протесты со стороны общественности и внесение разных поправок в этой связи в проектную документацию в разделах охраны окружающей среды. Пока вносили поправки, государство приказало долго жить, разделившись по границам республик. Теперь каждая республика стала решать свои проблемы на собственном государственном уровне. Украине не нужно было много металла, поэтому вкладывать в реконструкцию производства на «Запорожстали» новые власти не захотели – слишком велики расходы. Затем пошел процесс приватизации. В общем, когда комбинат обрел новых хозяев и стал приносить хорошую прибыль, вопрос реконструкции вновь занял ведущее место по актуальности. К этому подталкивала и местная власть, требующая сократить выбросы вредных веществ. А без модернизации производства сделать это было невозможно. В результате решили до утверждения ТЭО и начала строительства кислородно-конвертерного цеха, начать возводить вспомогательные производства. К моменту начала кризиса уже успели сдать новый комплекс блока разделения воздуха ВРУ-60.


 


Кризис экологический


 


До начала экономического кризиса «Запорожсталь» уже испытывала все прелести кризиса экологического. Наиболее популярным пунктом предвыборных программ различных партий и кандидатов в Верховный Совет от Запорожья было обещание решить главную экологическую проблему города. В первую десятилетку независимости обещали, а потом народ начал роптать: мол, столько слов, а дела нет. Вот и создали депутаты областного совета «Программу выхода из экологического кризиса на период с 2000 до 2012 года». Программа создавалась на основе предложений самих предприятий-загрязнителей. Те, еще по советской привычке, не особо рассчитывая на контроль со стороны властей, составили свои планы, чтобы и реальные были, и снижение приличное. Составили и успокоились: в металлургии наблюдался подъем, так что средств на реализацию природоохранной работы хватало.


«Запорожсталь» рассчитывала получить наибольший эффект от перехода с мартеновского производства на конвертерный. Тем более, что это входило в планы технического перевооружения комбината. Все, казалось бы, совпадет – остается только выполнять. Чем, собственно говоря, и стали заниматься запорожсталевцы. Ведь кроме реконструкции основного производства на комбинате хватало и других проблем. И на экологические мероприятия выделялось достаточно средств. Но не оказалось так просто.


Опять вмешалась политика с тезисами заботы о здоровье горожан. Украина постепенно превращалась в страну с ежегодными выборами на разных уровнях. Редкий год не обходился без выборных кампаний. Население также набиралось опыта и теперь стало требовать отчета от партий или конкретных депутатов, обещавших улучшение экологической обстановки  в городе. Вот и принялись представители областной власти публично устраивать проверки выполнения вышеупомянутой программы и заключать двусторонние договора об отсрочке штрафов за невыполнение пунктов программы. Предприятия традиционно не спешили выполнять природоохранные обещания, но тут нашла коса на камень.


Правда, законодательство давало шанс к компромиссу. Экологические штрафы уходили в центр, а не полностью оставались на местах. Руководство предприятий обещало оказание помощи на солидную сумму в случае отсрочки предъявления штрафных санкций. Логика понятна: лучше конкретно помочь родному региону, чем отсылать в Киев. Тут, конечно, находились борцы за справедливость и главенство закона – в основном кандидаты в народные депутаты, т.е. те, кто намеривался сменить место прописки с загазованного Запорожья на столичные апартаменты. «Запорожсталь» тем временем разрабатывала и согласовывало ТЭО строительства ККЦ, проводила предварительные работы, но и не забывала об экологии. На комбинате понимали, что о покое пора забыть, ведь львиная доля выбросов от предприятий города приходилась на «Запорожсталь».


В результате успешной реконструкции двух доменных печей и вывода еще одной из эксплуатации, удалось достигнуть снижения выбросов вредных веществ в атмосферу на 15,5 тыс. т/год, в то время как экологической программой предусматривалось лишь 4,5 тыс. т/год. Предприятие на это израсходовало 301,6 млн. грн.


В октябре 2007 года была введена в эксплуатацию уникальная система очистки аспирационных выбросов от хвостовых частей агломашин и мест перегрузки агломерата в хопперы, что позволило снизить выброс пыли на 2500 т в год, что составляет 25% всех пылевых выбросов комбината. Затраты на выполнения данного мероприятия составили более 110 млн. грн. Но экологический эффект оказался более убедительным. Депутаты на недолгое время успокоились. Всего же за последние 5 лет на строительство природоохранных объектов на комбинате было затрачено 1297,316 млн. грн. В результате получено снижение выбросов вредных веществ в атмосферу на 19,1 тыс. т/год.


Кроме природоохранных мероприятий, значащихся в областной программе, жизнь заставила осуществлять и другие шаги по улучшению экологической обстановки. Например, использование избыточного тепла, утилизирующегося на ТЭЦ, обеспечило два района города горячей водой в летнее время, позволяя при этом ежегодно экономить 10 млн. куб. м природного газа, который сжигался городскими службами для нагрева воды. Со сменой власти и постоянным удорожанием природного газа на предприятии впрямую занялись и его экономией. К тому же, внедрение плоско-факельных горелок в мартеновском цехе позволило снизить ежегодный выброс оксидов азота на 1806 т и оксида углерода на 1670 т.


В результате выполнение природоохранных мероприятий удельный выброс на тонну произведенной стали сократился до 17,67 кг/т, что на сегодняшний день является самым низким показателем по сравнению с другими промышленными предприятиями Украины.


Еще в 2005 году на комбинате был заключен контракт на приобретение оборудования по переводу травильных агрегатов цеха холодной прокатки на соляно-кислотное травление с австрийской фирмой SiemensVAI. Стоимость контракта составляет 582 млн. грн, а по экопрограмме для выполнения этого мероприятия было запланировано лишь 87,7 млн. грн. В этом году несмотря на кризис работы по реализации проекта не прекращались. И уже затрачено средств на сумму свыше 200 млн. грн.


До начала экономического кризиса удалось успеть пустить новый блок разделения воздуха ВРУ-60, на что ушло 305 млн. грн. В прошлом году был также подписан еще один контракт с SiemensVAI на приобретение оборудования для комплекса реконструкции сталеплавильного цеха со строительством конвертерного цеха. Австрийцам уже перечислено свыше 300 млн. грн. Зато по завершению реконструкции сталеплавильного производства выбросы вредных веществ в атмосферу будут снижены на 13,1 тыс. т в год.


 


Объемы меньше, проблем больше


 


Как известно, очередные выборы на Украине состоятся в январе. Следующие, местные, – в мае. Так что политическая ситуация довольно напряженная. Прошедший год для «Запорожстали» прошел в преодолении кризиса и вялотекущей конфронтацией в областном совете все по той же проблеме. В качестве мер по борьбе с экономическим кризисом сессия облсовета год назад приняла решение продлить срок выполнения пунктов этой программы на один год, т.е. не штрафовать основные металлургические предприятия города. Кроме «Запорожстали». Мол, слишком большие показатели выбросов. Но не закрывать же из-за этого производство? Тем более, что вместе со снижением объемов производства автоматически снизились и валовые выбросы. Иначе и быть не могло: половина мартенов простаивает. А затяжка выполнения пунктов программы была вызвана более длительным периодом утверждения всех необходимых для строительства конвертеров документов. По некоторым пунктам проект необходимо было доработать.


Тем не менее, в этом году был заключен контракт на приобретение газоочистного оборудования для агломашины на сумму 34,05 млн. грн., хотя по программе предусматривалось лишь 8 млн. грн. При этом, эффективность замены газоочистных установок для агломашин составит снижение 1700 т вредных веществ в год.


Выделять эти средства сегодня крайне трудно, но необходимо. А положение на комбинате далеко не радостное. Ситуация усугубляется отсутствием собственной полноценной сырьевой базы, что вынуждает закупать ЖРС в зависимости от конъюнктуры рынка. Из-за нехватки средств тормозятся разработка совместно с комбинатом Ильича Приазовского ГОКа, а также проект расширения Запорожского железорудного комбината.


Так, ЗЖРК за десять месяцев поставил «Запорожстали» 1,524 млн. т аглоруды при плане 1,463 млн. т, а Ингулецкий горно-обогатительный комбинат (ИнГОК) – 1,948 млн. т железорудного концентрата при плане 1,980 млн. т. Казалось бы, все в норме. Но ведь и планы сегодня не такие, как в предкризисный период. Соответственно, и прибыль меньше. Или же убытки больше. В январе-октябре 2009 года комбинат сократил производство готового проката на 18,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 2,286 млн. т. За десять месяцев на 20,2% уменьшилась выплавка стали – до 2,731 млн. т, чугуна – на 20,1%, до 2,275 тыс. т, агломерата – на 13,9%, до 4,013 млн. т. При этом, в октябре предприятие произвело 242 тыс. т готового проката, 305 тыс. т стали, 246 тыс. т чугуна и 427 тыс. т агломерата. Эти показатели оказались лучше сентябрьских. Однако и объясняются наличием экспортных заказов. Будущее опять же остается туманным.


Надо отдать должное руководству комбината. Оно делает все, чтобы сохранить кадровый состав. Поэтому год прошел без социальных конфликтов или негативных высказываний в адрес управленцев. Без дополнительных выходных, увы, не удалось обойтись. Но главное заключается в том, что полностью сохранилась социальная составляющая коллективного договора. В прошедшие выходные впервые в Запорожье произошло и еще одно знаковое событие. Жителям двухподъездного 9-этажного дома, который был на балансе комбината и числился как общежитие, были вручены ордера на собственность их квартир. Теперь проживающие здесь запорожсталевцы и члены их семей смогут по собственному усмотрению распоряжаться своими квартирами: продавать, менять, завещать. Всего же на содержание собственного жилищного фонда комбинат расходует 30 млн. грн. в год.


Но слухи по-прежнему будоражат население. В том числе и о дальнейших перспективах «Запорожстали». В ноябре, например, прошла информация, что долги меткомбината достигли 2,5 млрд. грн. И в ближайшее время это может стать причиной остановки предприятия, так как у компании большие проблемы с оборотными средствами. Так, по данным инвесткомпании «Драгон Капитал», из общей суммы долга около 350 млн. грн. – краткосрочные обязательства. А долги комбината за поставку сырья в январе-феврале составили 250 млн. грн. Убыток предприятия за полгода достиг 162 млн. грн.


Понятно, что теперь получить кредит на 15 млрд. грн. для реализации проекта строительства конвертерного цеха гораздо проблематичнее, чем год назад. Пока же комбинат вкладывает средства в завершение строительства установки вдувания пылеугольного топлива в доменные печи. К концу года планируется завершить все работы по подготовке к вводу ее в эксплуатацию. Это позволит снизить расход сухого скипового кокса, а также полностью исключить использование дорогостоящего природного газа в технологии выплавки чугуна. В результате, потребление голубого топлива по комбинату снизится на 40-45%. А это – значительная экономия энергоресурсов.


Еще весной руководство комбината заявило, что планирует увеличить долю продаж на внутреннем рынке от 40-50% до 80% в период до 2015 года. Но, к сожалению, развитие украинской индустрии пока не способствует намерениям запорожсталевцев. Поэтому торговля металлом с 65 странами выглядит по-прежнему более перспективно. В первом полугодии в структуре продаж комбината на рынок Украины приходилось 33,8%, страны Средиземноморья – 20,8%, СНГ – 17,8%, ЕС – 7,1%, Ближний Восток – 6,8%, Африка – 6,2%, Центральная Европа – 3,7%, страны Персидского залива – 1,7%, Латинской Америки – 1,1%, Юго-Восточной Азии – 0,7%, NAFTA – 0,3%.


Во втором полугодии изменений практически не произошло. Так что намерения по расширению поставок на внутренний рынок пока не оправдываются. Естественно, не по вине металлургов. Они уже просчитывают возможность получения заказов на следующий год. Но утверждать что-то конкретное пока никто не рискует. В данном случае риски «Запорожстали» во многом зависят от ситуации на мировом рынке металлов. Пока же основная задача запорожцев остается прежней – достойно пережить кризисы. Прежде всего, экономический. А политический и экологический им уже преодолевать не впервой.

ГМК эпохи выживания

/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Вот и остался за спиной первый год экономического кризиса. Специалисты утверждают, что начался он с ГМК, значит, металлургам суждено быть первыми, кто просигналит о том, что он завершается. Однако пока говорить об этом рано. Тенденции намечаются, а кризис пока остается. Предприятия ГМК Украины в целом достойно прожили этот год. Они научились выискивать резервы, стали внедрять энергосберегающие технологии, ужесточили производственную дисциплину и старались сберечь кадровый потенциал. Все это давалось непросто, но ведущим предприятиям удалось все же прожить этот год без знаковых потерь. Но каков запас прочности остается у них сейчас? Ведь, казалось бы, все резервы уже использованы. А впереди нелегкая зима, усугубляемая очередными выборами.


 


Цифры для сравнения


 


Скажем сразу, крупнейшие металлургические компании Украины находятся в не равных условиях ведения бизнеса. Нет, имеется в виду не политический аспект, по которому любимчики получают преференции, а ресурсный. Владельцы промышленно-финансовых групп в период становления своего бизнеса пытались скупить как можно больше активов, имеющих отношение к укреплению собственной сырьевой базы. Кому удалось, а кому и нет. Вот и получилось, что два таких именитых предприятия, как «Запорожсталь» и Мариупольский меткомбинат имени Ильича оказались обделены в этом отношении. Награды и заслуги прошлых лет не могли заменить наличие шахт, ГОКов и электростанций. Но о них мы расскажем чуть позже. Сначала рассмотрим ситуации в целом по отрасли. Как функционирует ГМК на сегодняшний день.


Украинские металлургические предприятия в январе-октябре 2009 года сократили производство чугуна, стали и проката на 23-28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а железорудного сырья – на 11-26%. По данным Министерства промышленной политики, производство готового проката за 10 месяцев сократилось на 23%, до 21,708 млн. т, стали – на 28%, до 24,340 млн. т, чугуна – на 25%, до 21,031 млн. т. Производство труб снизилось на 37%, до 1,338 млн. т, кокса – на 18%, до 14,315 млн. т. Поставки металлолома на метпредприятия упали на 33%, до 3,65 млн. т.


Горнорудные предприятия с начала года сократили производство железной руды на 19%, до 53,049 млн. т, железорудного концентрата – на 15%, до 44,29 млн. т, подготовленного железорудного сырья – на 21%, до 45,254 млн. т, в том числе агломерата – на 26%, до 28,638 млн. т, окатышей – на 11%, до 16,616 млн. т.


В октябре суточное производство готового проката составило 77,8 тыс. т, а в целом за 10 месяцев – 71,4 тыс. т (в 2008 г. в среднем – 85,9 тыс. т), стали – 87,2 тыс. и 80,1 тыс. т соответственно (101,3 тыс. т), чугуна – 73,3 тыс. и 69,2 тыс. т (84,7 тыс. т), труб – 4300 и 4400 т (6400 т), кокса – 49,2 тыс. и 47,1 тыс. т (53,5 тыс. т). Суточные поставки металлолома на метпредприятия составили 17 тыс. и 12 тыс. т (16 тыс. т) соответственно.


Среднесуточное производство железной руды в октябре составило 202,6 тыс. т, за 10 месяцев – 174,5 тыс. т (в 2008 г. в среднем 196,2 тыс. т), железорудного концентрата – 171,9 тыс. и 145,7 тыс. т (155,1 тыс. т), подготовленного железорудного сырья – 158,8 тыс. и 148,9 тыс. т (173,5 тыс. т), в том числе агломерата – 96,4 тыс. и 94,2 тыс. т (117,7 тыс. т), окатышей – 62,4 тыс. и 54,7 тыс. т (55,8 тыс. т).


 


Под стягом Ильича


 


Рост спроса на металл на азиатском рынке внушил надежду украинским металлургам, что кризис начинает затухать, а пресловутое «дно» уже достигнуто, и начинается процесс медленного подъема. Всегда хочется верить в хорошее. А почему бы и нет? Тот же комбинат имени Ильича после 11 месяцев убыточной работы впервые вышел на позитивные финансовые результаты. А ведь специалисты считали, что именно этот гигант окажется первым среди банкротов. Предприятие не особо скрывало свои показатели, а они свидетельствовали, что только в первом полугодии убытки комбината превысили 700 млн. грн.


Учитывая то, что основным владельцем предприятия является его директор социалист Владимир Бойко, а собственная сырьевая база практически отсутствует, то опираться руководству комбината было не на кого. Но помогли коммунисты. Правда, китайские. Которые разработали масштабную, как и многое в Китае, государственную программу по поддержанию экономики. А для этого необходим был прокат. Украинский оказался подходящим и по ценам, и по качеству. А мариупольский еще и с идеологических позиций.


Это, конечно, шутка. Даже в китайском бизнесе идеология уже давно отошла на второй план. Зато в украинском бизнесе ее роль заметно возросла. Это и понятно: на носу выборы. Иначе как объяснить, что очередное выездное совещание Кабмина по вопросам горно-металлургического комплекса, проведенное 6 ноября, прошло именно в Мариуполе на базе ММК им.Ильича. Для премьер-министра это стало не только дежурным мероприятием, но и отличным бесплатной пиар-акцией, проведенной накануне очередной годовщины Октябрьской революции.


Правда, руководитель ММК им.Ильича заранее предупредил, что не намерен поддерживать кого-либо из кандидатов в Президенты. «Я еще на прошлых выборах президента говорил нашим трудящимся – голосуйте за кого хотите, так поступлю и в этот раз», – заверил он. Демократичность высказываний социалиста вполне понятна – иначе сядут на голову. А так – взятки гладки: и свои идеи не навязываю, и другим даю право выбора. А к голосу Бойко прислушиваются на комбинате и в городе. Как-никак, а жить и работать придется с ним, а не с Киевом.


По итогам января-октября на Мариупольском МК имени Ильича было выплавлено около 3,5 млн. т стали, что на 32% ниже показателя аналогичного периода прошлого года, выпуск готового проката сократился до 3,0 млн. т (-31%). Но это уже пройденный этап. На комбинате уже рассчитывают задачи на конец года.


Так, в ноябре запланировано увеличение объемов производства. По предварительным данным, выплавка стали предполагается на уровне 380-385 тыс. т, что на 9-11% больше показателя предыдущего месяца. Выпуск готовой продукции планируется увеличить до 330-335 тыс. т, против 310 тыс. т в октябре.


Основной прирост объемов производства ожидается в сегменте горячекатаного проката. По предварительным данным, поставки товарного г/к листа и рулонов предполагаются в объеме порядка 190 тыс. т (+12%), в том числе отгрузки для украинских покупателей намечены на уровне 35-40 тыс. т (по итогам октября отгружено около 30 тыс. т).


 


Зиме навстречу


 


Тем не менее, Владимир Бойко все же остерегается делать какие-либо оптимистические прогнозы. По крайней мере, в финансово-экономической сфере. Зима, по его мнению, будет трудной.


«После шести месяцев кризиса в Украине неоправданно быстро увеличили объем производства, в результате произошел резкий рост цен практически на все сырье: концентрат, руду, уголь, кокс. Сегодня относительно опустевшие в разгар кризиса склады уже насыщены продукцией, но реальных сдвигов в мировой экономике не произошло. Основные отрасли потребления металла – автомобильная, судостроительная отрасли и машиностроение – простаивают. Инвестиции, направленные на строительство новых заводов, заморожены, поэтому ситуация очень сложная, и чем она закончится, трудно сказать. Не исключено, что скоро последует очередной спад производства, и ситуация сможет выровняться лишь к весне будущего года», – считает Владимир Бойко.


Что касается возможных сокращений, то руководитель в очередной раз успокоил мариупольцев, что их не будет: «Мы уже провели реорганизацию, ни о каком сокращении работников речь не идет. Комбинат не впервые переживает сложные времена и ни разу не отправлял людей в вынужденные отпуска без содержания, и сегодня такая мера не рассматривается».


Больное место для ильичевцев – задержка с возвратом НДС. Комбинату государство не вернуло 352 млн. грн. «Если брать все в сумме: 150 млн. за сентябрь, 165 млн., уже снятых с оборота в октябре, и переплату налога на прибыль в размере 183 млн. грн, то получается годовой бюджет города», – резюмировал Владимир Бойко. А это уже чуть ли не диверсия против предприятия. Этих слов, правда, он не произносил. Но в городе именно так многие и думают. Это знала и премьер-министр. Поэтому, выступая на совещании, она не могла избежать ответа на такой вопрос. Она связала его с меморандумом и общим впечатлением от комбината.


«На следующем заседании Кабмина мы примем решение о продлении меморандума, который позволит вам поддержать необходимую себестоимость продукции. За два-три года мы должны провести современнейшую модернизацию предприятий ГМК или нас попросту выкинут с мирового рынка. Загруженность комбината по состоянию на ноябрь составляла 70% от общих мощностей, а метпредприятий Японии – 61%, Европы – 63%. Думаю, вся страна должна поблагодарить вас за то, что вы так высоко держите марку завода. Я хочу, чтобы так, как ваш завод, выглядела и вся страна. Надеюсь, что ГМК в ближайшее время выйдет на уровень 70% производственной загрузки, и мы погасим комбинату имени Ильича все долги по НДС. Хотелось бы, чтобы вам хватило средств на завершение ПУТ (установка вдувания пылеугольного топлива – авт.)…», – сообщила пани премьер-министр. Впрочем, на словах у Юлии Тимошенко все всегда хорошо…


Осталось без комментариев и замечание Бойко по поводу поднятия с 1 сентября тарифов в портах. В итоге перевалка грузов уменьшилась на 20%, а прибыль у портовиков выросла в три раза! Практически все метпредприятия им должны, в частности, комбинат имени Ильича – почти 54 млн. В итоге у предприятий не хватает оборотных средств, растет дебиторская и кредиторская задолженность.


Впрочем, это уже технические вопросы. Которые, правда, все равно придется решать, чтобы предприятия окончательно не остановились, исчерпав все возможные ресурсы. И если ильичевцев ставит в пример всем другим премьер-министр, то как же обстоят дела на других предприятиях? Об этом мы расскажем в следующих материалах.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...