Skip to content

Фрахтовый рынок: пик вместо «летнего спада»




Сейчас по всем канонам цикличности на фрахтовом рынке балкерного тоннажа должен наблюдаться «летний спад». Однако, ситуация дает основание говорить, что всплеск активности будет продолжаться как минимум до конца 2007 г.



Оптимизму судовладельцев не может навредить даже значительный приток нового тоннажа. Сегодня мировой портфель заказов на «суперхэндимаксы» (дедвейт 52000-58000 т) насчитывает 540 ед., которые почти все войдут в строй до конца 2010 г. Иными словами на протяжении всего этого периода еженедельно на рынке будут появляться 2-3 новых балкера данного типоразмера. Но большинство аналитиков считает, что эта впечатляющая цифра не подорвет рынок, т.к. в ближайшие годы должно уйти на слом большое количество «панамаксов» дедвейтом 61000-65000 т постройки начала 80-х гг. Заказы на эти суда не возобновлялись, т.к. судовладельцы предпочитают строить новые «панамаксы» дедвейтом 75000-80000 т.



По оценкам SSY Consultancy&Research, в 2007 г. объемы морской торговли рудой, углем, зерном и другими насыпными грузами увеличатся на 5,8%, что способно «поглотить» новострой без нарушения баланса между спросом и предложением.



Уровень балластных бонусов в июне в отдельных случаях достигавший 1,25-1,35 млн. USD также никак не вписывается в картину традиционного летнего спада. Даже для «хендисайза» дедвейтом 37000 т с подачей из Чаннакале на Черное море под короткий рейс на Персидский залив был уплачен балластный бонус в размере $100 тыс. при рейсовой ставке 35000 $/сут.



Данные о рейсах с балластными бонусами в июне 2007 г.






















































































































































Направление перевозок


DWT,


т


Тайм-чартерная ставка, USD/сут.


Размер балластного бонуса, USD


Фрахтователь


Сев. Китай


Перс. Залив


44382


35000


350000


STX Pan Ocean


Брисбейн


Япония


48821


40000


500000


Star


Рекалада


Япония


52174


50250


775000


Dreyfus


Сантос


Япония


56042


42500


600000


CNR


Мобайл


Япония


68636


48000


740000


CTP


Прайа Моле


Испания


69100


45000


800000


Transgrain


Сантос


Перс. Залив


69573


55000


1100000


SK Shipping


Мобайл


Д. Восток


69601


47250


860000


Practica


Сантос


Япония


73035


49750


975000


CNR


Прайа Моле


Скау-Пассеро


73193


45000


835000


Bunge


Такома


Д. Восток


73435


43500


770000


Dreyfus


Ривер Плейт


Д. Восток


74200


55000


1250000


Bunge


Прайа Моле


Сауд. Аравия


74716


57000


1000000


ETA Dubai


Прайа Моле


W/W


74744


51250


925000


Cargill


Миссисипи


Пассеро


74748


48500


800000


National Navigation of Cairo


Рекалада


Китай


74759


51000


1100000


Dreyfus


Рекалада


Д. Восток


75169


50250


1150000


Dreyfus


Рекалада


Сингапур/ Япония


75220


55000


1350000


CNR


Мобайл


Скау-Пассеро


75339


53000


925000


STX Pan Ocean


Сантос


Китай


77326


53000


1000000


Pioneer Metals


Источник: Freight World, Clarkson



Не прекращающийся уже четвертый год подряд фрахтовый бум (естественно, с определенными пиками и спадами) привел к значительным подвижкам и в мировом судостроении. Если в 1988 г. отрасль выдала «на гора» тоннаж общим объемом 8,5 млн. регистровых тонн, а в 2006 г. – 31 млн. рег. т, т.е. почти в 4 раза больше. А к 2009 г. эта цифра должна вырасти до 40 млн. рег. т.



Таким образом, сегодня мировая судостроительная промышленность представляет собой весьма интенсивно развивающуюся сферу производственной деятельности. Достаточно сказать, что в денежном выражении общий объем заказов в мире в 2004–2005 гг. составлял по $80 млрд., а в 2006 г. – $120 млрд.



Высокая стоимость судостроительной стали и комплектующих в совокупности с высоким спросом на новострой поддерживают высокие цены на вновь заказываемый тоннаж и способствуют увеличению прибыльности данного бизнеса. Например, южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding к концу I полугодия 2007 г. довела свой портфель заказов до $8 млрд. Этому способствовало то, что специализирующаяся ранее на газовозах LNG, верфь, в июне выкупила заказ на постройку 14-ти больших контейнеровозов к 17-ти уже заказанным с начала 2007 г. За весь же 2006 г. верфь получила заказы на строительство всего 4-х судов.



Портфель заказов другого южнокорейского гиганта Samsung Shipbuilding на середину года составил $8,6 млрд. Но лидером по-прежнему остается Hyandai Heavy Industry.



Цены на новострой в июне 2007 г.
































































Судостроительная верфь


К-во судов, ед.


dwt,


т


Срок поставки


Цена единицы,


млн. USD


Балкерa


Nanjing Dongzhe Shipyard


3


35000


2009


30,00


Kouan Shipbuilding


6


57000


2009-2011


40,00


Yangzhou Dayang Shipbuilding


5


58000


2009-2011


40,00


SPP Shipbuilding


7


59000


2010


40,50


Universal Shipbuilding


4


80000


2009-2010


43,00


Jingling Shipyard


4


92500


2010


48,00


Контейнеровозы


Shanghai Shipyard


4


3600*


2010


58,00


Танкер-химовоз


Jingang Shipyard


4


16500


2010


28б00


* – TEU


Источник: New Ships, Optima Reports



Фрахтовый бум оказал еще большое влияние на рынок подержанного тоннажа. Цены на современный подержанный тоннаж практически всех типов по-прежнему остаются заоблачно высокими. Причем это относится не только к самым ходовым балкерам типа «панамакс» или «суперхендимакс», для которых прирост цен за полгода составил $12,7 млн. (27,9%) и $14,0 млн. (34,5%) соответственно.



Уровень цен на балкера «сэконд-хэнд» в январе — июне 2007 г.



























Тип тоннажа


Возраст


Дедвейт, т


Цена, тыс. USD


Начало января


Конец


июня


Изменения (+) (–)


«Панамакс»


мах 5 лет


74000


45665


58414


+12749


«Суперхендимакс»


мах 5 лет


52000


40620


54641


+14021


Источник: Baltic Sale&Purchase Assessment



О резко возросшей активности рынка подержанного тоннажа за последние годы свидетельствуют данные Clarksons, показывающие что, если в октябре 2002 г. среднемесячный объем продаж судов «сэконд-хенд» составлял около $500 млн. в месяц, то сейчас он достиг $3,6 млрд. Столь резкое увеличение объемов продаж главным образом связано с ростом стоимости подержанного тоннажа. Так, средняя стоимость продаваемого судна «сэконд-хенд» по данным того же источника в октябре 2002 г. составляла $6 млн., а в апреле 2007 г. – $24,6 млн.



Средний «хендисайз» дедвейтом 28000 т постройки 1995 г. в июне 2007 г. был продан за $30,5 млн., т.е. почти по $1100 за 1 т дедвейта. Для 12-летнего балкера, причем не самого ходового типоразмера, это высокая цена. Для сравнения можно привести продажу 12-ти летнего «панамакса» «SPARVEGA» дедвейтом 73350 т за $45,5 млн. ($552 за 1 т дедвейта). Интересно, что в 1995 г. судно было построено на Hyandai HI за $30 млн.



Такое положение вынуждает многих судовладельцев, желающих развивать свой бизнес, приобретать балкера возрастом 25 и более лет, чтобы масштаб цен хоть как-то соответствовал их инвестиционным возможностям.



Судовладельцы, у которых есть возможность привлечь значительные финансовые ресурсы, приобретают сразу по три-пять, а то и семь судов. В качестве примера можно привести приобретение норвежскими судовладельцами 3-х небольших сухогрузов дедвейтом 13000 т постройки 2003-2004 гг. за $55 млн. Семь небольших «хендисайзов» 1986-1999 гг. были куплены в блоке за $165 млн.



Естественно, что при существующем уровне фрахтовых ставок и цен на подержанный тоннаж, судовладельцы всячески стремятся продлить срок эксплуатации старого тоннажа вместо того, чтобы отправлять его на металлолом. Соответственно, на голодном пайке в последнее время остаются судоразделочные верфи, которым в основном достаются однокорпусные танкера. В условиях очень жесткой конкуренции на рынке судового металлолома в июне наметились некоторые подвижки между участниками.



До недавнего времени четыре из десяти идущих на слом судна попадали на судоразделочные верфи Бангладеш, где предлагались наиболее высокие цены на скрап. Однако после того, как Евросоюз запретил продавать в Бангладеш старые танкера (из-за условий труда рабочих), в лидеры вышли индийские разделочные верфи.



Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в июне 2007 г.


























Тип тоннажа


Легкий вес, т


Цена по регионам разделки, USD/LDT


Индийский субконтинент


Китай


Танкеры для сырой нефти


15000-25000


520,75


297,08


Танкеры-продуктовозы


6000-10000


510,92


292,08


Балкеры


7000-12000


449,58


258,83


Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)



Таким образом, первый летний месяц 2007 г. в прямом и переносном смысле можно назвать жарким, как для фрахтового рынка балкерного тоннажа, так и неразрывно с ним связанных сопутствующих сегментов морской индустрии.


 


Валерий Войниченко, кандидат экономических наук.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...