Skip to content

Формирование отрасли утилизации ВЭТС

9 мин.

Опубликованно: 12 мая 2021

Мнения экспертов, Утилизация ВЭТС

Формирование отрасли утилизации ВЭТС

Одним из наиболее перспективных направлений формирования ресурсной базы производства металлов, пластиков, стекла и ряда других материалов являются вышедшие из эксплуатации транспортные средства (ВЭТС). Мировой автопарк стремительно растёт, следовательно, располагает значимыми резервами потенциального сырья.

Рейтинговое агентство «Русмет» совместно с Министерством промышленности и торговли РФ начиная с 2020 года участвует в формировании полноценной отрасли по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. Также в работу вовлечены участники НСРО «РУСЛОМ.КОМ» как соисполнителя по разработке НПА, стандартов, а также правовой поддержки участников проекта. SEDA-Umwelttechnik GmbH (Австрия) -поставщик технического решения, обеспечивает поддержку при разработке стандартов. Также в проекте участвуют банки-партнеры и страховые компании.

Каждый автомобиль, утративший свои потребительские свойства, является ценным ресурсом для перерабатывающей отрасли.

Компания SEDA-Umwelttechnik GmbH посчитала, сколько сырья можно получить с каждого переработанного автомобиля.

Материал Вес в кг %
Металлолом 690,00 69,26%
Пластик (PP, PA, ABS…) 20,00 2,01%
Кабель 11,00 1,10%
Алюминий (радиаторы, части…) 25,00 2,51%
Моторы(алюминий) 0.5 мотор как запчасть 52,00 5,22%
Катализатор отработанных газов 0,30 0,03%
Аккумулятор 12,00 1,20%
Колеса (5шт) 35,00 3,51%
Стекло 30,00 3,01%
Запчасти 100,00 10,04%
Топливо (бензин, дизель) 10,40 1,04%
Отработанное масло (мотор, трансмиссия, смазочное трансмиссионное масло и масло рулевого управления) 5,80 0,58%
Охлаждающая жидкость 2,80 0,28%
Тормозная жидкость 1,00 0,10%
Стеклоомывающая жидкость 1,00 0,10%

В России парк легковых автомобилей вырос за 10 лет, с 2011 по 2021 годы, на 36%. Такие данные озвучил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в ходе пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?».

Автопарк России превышает 60 млн. единиц, включая грузовые автомобили и автобусы. Ежегодно должно образовываться более 2,5 млн. ВЭТС, учитывая, что средний возраст транспортного средства превышает 13,5 лет. При этом верхняя граница для службы среднестатистического автомобиля — 18 лет.

При среднем весе легкового автомобиля 1200 кг — это потенциальные 50 400 000 тонн стали.

Сегодня утилизационная отрасль в России развита слабо. Во многих зарубежных странах ситуация совершенно иная. Так, например, в США ежегодно на утилизацию поступает 14-15 миллионов легковых автомобилей, переработку которых осуществляет более 200 предприятий. Данные заводы обслуживает более 10 тысяч мелких компаний, которые занимаются разборкой автомобилей. Всего же в отрасли автоутилизации в США занято более 40 тысяч человек, а ежегодный объем производства оценивается в 4,5 млрд. долл. Во Франции переработкой старых автомобилей занимается около 40 шредерных заводов, а их обслуживанием — около 3 тысяч предприятий. В Великобритании непосредственно утилизацией занимается 37 заводов, в Германии – около полусотни.

Во всех странах во время проведения программы утилизации спрос на автомобили существенно рос, однако, как только программы заканчивались, наблюдалось резкое и значительное падение спроса на протяжении продолжительного времени, что практически нивелировало стимулирующий эффект программы. Наиболее успешными можно признать утилизационные программы в США и Германии, однако и эти страны не миновало последующее снижение спроса на автомобили.

По данным СРО «Руслом», в связи с отменой некоторыми производителями программы по утилизации старых авто в России, (возможность получения дополнительной скидки 50 т.р. при сдаче старого автомобиля) объём поступления ТС на утилизацию снизился более чем втрое за последние несколько лет. Если посчитать количество легковых автомобилей, утилизированных на площадках членов СРО, то получим следующие цифры: по 2014 году – 6087, по 2020 году – 1217.  При среднем весе автомобиля 1,2 тонны:

2014 – 6087*1.2 = 7300 тонн (5115 т. черный металл, 220 т. Алюминия)

2020 – 1217*1,2 = 1460 тонн (1025 т. черный металл, 44 т. Алюминия)

Отрасль недополучила, как минимум, 5115 — 1025 = 4090 тонн черного металла и 220 — 44 = 176 тонн алюминия.

Доля утилизируемых транспортных средств в общем объеме переработки составляет 3%, то есть, порядка 1 млн. тонн лома ежегодно (согласно письму Минпромторга РФ в адрес Депутата Государственной Думы Валуева Н.С. (исх. МА-2814020 от 22 апреля 2020 г.). С учетом ухудшения экономической ситуации в период пандемии, при отсутствии стимулов данный показатель упадет минимум вдвое-втрое, согласно текущей тенденции. При этом объем сырьевого потенциала утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств составляет более 2 млн тонн лома. Еще 5 млн. тонн может дать дополнительно утилизация судов, вагонов, самолетов, машиностроительной техники.

К сожалению, эта проблема не только для России. Например, утилизационная программа в Германии стартовала в 2009 году. Выплата владельцу автомобиля от государства составляла 2500 евро. Следует отметить, что во многих европейских странах автомобилистам предоставляли выплату в полтора-два раза больше. К участию в программе принимались автомобили не позже 1999 года выпуска. Кроме того, автомобиль должен был являться собственностью сдающего его владельца не менее года. Процесс получения утилизационного бонуса в Германии был четко отлажен. Заявитель должен был направить (можно даже по электронной почте) в соответствующую службу документ, подтверждающий факт утилизации старого автомобиля. После этого ему выдавался купон, с которым он в течение полугода мог получить скидку (упомянутые 2,5 тыс. евро) на приобретение нового автомобиля.

Порядка 9 млн. человек воспользовались программой. На протяжении реализации программы удалось не только удержать рынок, но и добиться его роста. Несмотря на то, что спрос на новые машины был достаточно велик, это были, в основном, марки, произведенные за пределами самой Германии. Такие немецкие компании, как Volkswagen, Audi, BMW и Mercedes-Benz не воспользовались предоставленной программой утилизации возможностью и не получили большой выгоды от продажи своей продукции за время действия данного предложения.

Как только программа была отменена, рынок резко начал проседать. Если в январе сокращение продаж составило лишь 4,3%, то уже в феврале они рухнули почти на 30%. Причем сильнее всего падение коснулось самого бюджетного сегмента — малолитражных компактных автомобилей, которым программа утилизации оказывала максимальную поддержку.

По данным РА Русмет, в славящейся муштрой и дисциплиной Германии как минимум 15–20% (!!!) «утилизированных» автомобилей попали на черный рынок. Изрядная часть этого «лома» оказалась в Польше и, надо думать, оттуда двинулась и далее. Согласно анализу внешней торговли, за 6 месяцев 2009 года поляки купили в Германии 314 000 подержанных автомобилей, 44% из которых были старше 10 лет. Сколько из них было «подарками от немецких утилизаторов», так и не удалось установить. Многие немецкие утилизаторы закрывали глаза на нелегальную переправку машин в другие страны: ведь эти «убитые» (по немецким, конечно, меркам!) авто будут ездить не по их автобанам.  Аналогичная ситуация наблюдается и в более продвинутых в этом вопросе странах, таких как США, Канада, Франция и т.д.

Согласно докладу Китайской национальной ассоциации по переработке ресурсов, из 7420 тыс. автомобилей, подлежавших утилизации по достижении предельного срока службы, лишь 500 тыс. были списаны и уничтожены в соответствии с законом.

В России этот поток сегодня достигает 70%.

Таким образом, ситуация с утилизацией ВЭТС во многих странах, отнюдь не только в России, является достаточно сложной. Существенной проблемой утилизационных программ многих стран стало попадание машин, подлежащих утилизации, и запасных частей из них на чёрный рынок.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для поддержки отечественного автомобилестроения и утилизационной отрасли программа утилизации ВЭТС и программа обновления автопарка не должны ограничиваться коротким временным интервалом. Любой автовладелец должен иметь возможность в любое время сдать свой подержанный автомобиль и получить взамен скидку на приобретение нового. Такая перманентная программа позволит сдержать колебания спроса на новые автомобили, особенно снижающегося после отмены (завершения) действующих программ, и позволит поддерживать возраст автопарка страны на оптимальном с точки зрения безопасности, экологии и экономики уровне.

В то же время, в случае необходимости, у государства остаётся возможность дополнительно осуществлять программы ограниченного срока действия, нацеленные на обновление автопарка и/или на достижение его новых качественных характеристик (как, например, программа в США, нацеленная на повышение топливной эффективности).

Очевидно, что при создании и развитии в России крупной национальной системы утилизации транспортных средств, способной комплексно перерабатывать автомобили (включая резину, пластики, стекло), необходимо учитывать мировой опыт.

В некоторых странах, автомобильная промышленность которых хорошо развита, система утилизации транспортных средств самостоятельно создавалась автопроизводителями.

Во Франции совместное предприятие RENAULT и компании, работающей в сфере обращения с отходами, создало развитую сеть станций демонтажа транспортных средств и предприятий по переработке отходов, образующихся в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Основная функция этого СП — осуществление координации между всеми участниками системы авторециклинга: государственными структурами, автопроизводителями, дилерами, автовладельцами, страховыми компаниями, магазинами запчастей, разборщиками, переработчиками, и др. Предприятию также принадлежат 16 шредерных заводов, на которых осуществляется переработка 40% вышедших из эксплуатации транспортных средств во Франции.

В ряде страна организацией системы утилизации транспортных средств занимаются специально созданные национальные управляющие компании. Примером могут служить Нидерланды, где системой авторециклинга управляет компания ARN, 100% акций которой принадлежат фонду Auto&Recycling, который создавался при непосредственном участии правительства и автопроизводителей. ARN эффективно сотрудничает с большим количеством партнеров: различными компаниями, научными центрами, институтами, другими заинтересованными сторонами. Компьютеризированная административная система контроля, в которую заносятся данные от различных участников всей системы утилизации транспортных средств в Нидерландах, в том числе, точные данные относительно количества и качества материалов, которые компании приняли и переработали, позволяет ARN эффективно следить за процессом утилизации на всех его этапах. ARN сотрудничает с 12 шредерными компаниями в Голландии, Бельгии и Германии. Также ARN является национальным центром знаний в области вторичной переработки в секторе утилизации транспортных средств. Она обладает более чем 15-летним опытом управления цепочками вторичной переработки и экспертными знаниями в области утилизации материалов. ARN активно использует и распространяет накопленную информацию, в частности, для консультирования органов власти и компаний в Нидерландах и других странах по целому ряду вопросов, касающихся проектирования, организации и управления технологическими цепочками в области вторичной переработки. Кроме того, ARN осуществляет реальные проекты в сфере утилизации транспортных средств и повышения экологической безопасности, в том числе, за рубежом.

В мире сложились две основные модели систем утилизации транспортных средств – «американская» (США и Канада) и «европейская» (Евросоюз и Япония). Первая основывается на коммерческом подходе и делает основную ставку на самоокупаемость, вторая – на регулятивном подходе и делает основную ставку на экологию.

Итак, на основе анализа мирового опыта создания и развития систем утилизации транспортных средств, напрашивается вывод о том, что возможно относительно быстрое привлечение финансирования в отрасль путем организации отчислений со стороны импортеров и автопроизводителей. В дополнение к этому, при достаточно высокой стоимости сжигания и захоронения отходов, достаточном спросе на вторичное сырьё и определённой поддержке государства комплексная переработка автомобилей (включая резину, пластики, стекло, аккумуляторные батареи, масляные фильтры) становится рентабельной.

Возникла и новая своеобразная проблема: количество электромобилей в России превысило 10 тысяч единиц.

На 1 января 2021 года в нашей стране было зарегистрировано 10836 электромобилей. Такие данные привел директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, выступая на пресс-конференции «Ключевые цифры авторынка – 2020». Если сравнивать это количество с тем, что было год назад, то российский парк электрокаров вырос на 71% и преодолел 10-тысячную отметку. На начало нынешнего года он представлен 18 моделями 14 различных марок.

Гарантийный сток службы Литиевых батарей в электромобилях, по данным производителя, составляет 10 лет. Однако большое количество таких батарей необходимо утилизовать уже сейчас. Это бракованные и повреждённые в авариях батареи. Хранение и транспортировка таких батарей очень опасна, так как существует риск самовозгорания.

Аткуальные проблемы утилизацией литиевых батарей – дело настоящего и ближайшего будущего. На сегодняшний день в мире перерабатывается всего лишь 5% таких батарей. Это приводит к высоким рискам загрязнения окружающей среды. При повреждении аккумуляторов выделяются токсичные элементы и газы. Кроме того, материалы, из которых производятся аккумуляторы (такие, как литий и кобальт), находятся в природе в ограниченном количестве и не возобновляются. Их дополнительное производство (а не повторное использование) приводит к дополнительной нагрузке на экологию планеты, поскольку производственные процессы являются «грязными» и энергоемкими.

Итак, на сегодняшний день проблема утилизации литий-ионных аккумуляторов окончательно не решена. В то же время, с одной стороны, технологии переработки существуют и развиваются; с другой стороны, объемы данных отходов пока малы. Нам представляется, что в ближайшие годы будут найдены достаточно универсальные и эффективные методы решение этой задачи. /Rusmet.ru, Дмитрий Стукалов, 12.05.2021/

Под редакцией Кондратьев А.

Источник:
www.autostat.ru
www.ruslom.ru
www.seda-international.com

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...