Арбитражный суд Москвы согласился с Федеральной антимонопольной службой, которая оштрафовала Федеральную грузовую компанию на 300 тыс. руб. за нарушение поведенческих условий при аренде вагонов «УВЗ-Логистик». Сейчас ФАС рассматривает еще одно дело против ФГК, касающееся завышения цен на вагоны для перевозки минерально-строительных грузов.
Московский арбитраж признал законность штрафа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД) за неисполнение предписания по сделке с «УВЗ-Логистик», сообщило ведомство в четверг. В феврале ФАС оштрафовала ФГК на 300 тыс. руб. В ФГК не стали говорить, будут ли оспаривать судебное решение.
В марте прошлого года ФГК взяла в аренду полувагоны, принадлежащие «УВЗ-Логистик», ФАС дало разрешение на сделку, но с поведенческими условиями. В октябре служба возбудила против ФГК административное дело из-за жалоб липецких производителей стройматериалов «Хмелинецкий карьер» и «Ольшанский карьер», входящих в «Руснерудпром» Ольги Поляковой. Компании обвинили ФГК в росте ставки аренды полувагонов в апреле—июне 2016 года вдвое год к году. В ФАС считают, что ФГК повысила арендные ставки и предварительно не уведомила об этом регулятора.
Поведенческие условия были выданы, поскольку ФГК полностью принадлежит ОАО РЖД и входит с ним в одну группу лиц, отмечают в антимонопольном ведомстве. С учетом доминирующего положения ОАО РЖД ФАС посчитала, что монополия и ФГК могут контролировать предоставление вагонов, взятых в аренду у «УВЗ-Логистик», в том числе операторам-конкурентам. Поэтому, согласно поведенческим условиям, при повышении среднеквартальной цены аренды вагонов год к году более чем на 7,5% ОАО РЖД и ФГК должны были минимум за 15 дней предоставить ФАС экономическое обоснование. Компании также были обязаны направлять в службу обоснование в случае любого роста цен выше уровня, установленного на соответствующие услуги в тарифном прейскуранте.
В ФГК с претензиями ФАС не были согласны и заявляют, что каждые 15 дней направляли в ФАС исчерпывающую информацию обо всех перевозках с указанием контрагентов и экономическим обоснованием изменения цен (см. “Ъ” от 25 октября).
ФАС рассматривает сейчас еще одно дело в отношении ФГК и ОАО РЖД. В ноябре 2016 года ведомство заподозрило компании в установлении монопольно высокой цены на предоставление полувагонов под минерально-строительные грузы. По информации ФАС, с января по август 2016 года рост стоимости услуг ФГК в этом сегменте составил «до 38%» (см. “Ъ” от 19 ноября). В феврале на оператора пожаловался Артур Парфенчиков, занимавший тогда пост временно исполняющего обязанности губернатора Карелии. В своем письме к главе ФАС Игорю Артемьеву он просил обратить внимание на возникшие в регионе проблемы с вывозом щебня, которые, по мнению губернатора, могли появиться в том числе из-за политики ФГК. В апреле ФАС сообщила, что привлекла к делу против ОАО РЖД и ФГК в качестве заявителей правительство Карелии, «Мосэнерго», ОГК-2, ТГК-1, «Хмелинецкий карьер» и «Промнерудтранс». ФГК же в конце апреля направила встречную жалобу в ФАС и потребовала возбудить антимонопольное дело против «Промнерудтранса» за «координацию экономической деятельности» (см. “Ъ” от 20 апреля).