Skip to content

ФАС России планирует рейтинговать субьектов предпринимательства, участвующих в госзакупках

4 мин.

Опубликованно: 11 марта 2020

Мнения экспертов

ФАС РОССИИ ПЛАНИРУЕТ РЕЙТИНГОВАТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, УЧАСТВУЮЩИХ В ГОСЗАКУПКАХ

 

ФАС России планирует ввести обязанность учитывать рейтинг деловой репутации предпринимателя при его допуске к закупкам и при определении победителя закупки. Для этого ФАС России инициирует изменения в федеральные законы от 18 июля 2011 г. № 223-Ф «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Процесс рейтингования должен быть автоматизирован и вестись через ЕИС.

Согласно предложениям ФАС России рейтинг деловой репутации предпринимателей может быть применен для следующих целей:

  • в качестве универсальной предквалификации (допуск/не допуск заявки);
  • в качестве критерия оценки при проведении торгов;
  • в целях значительного снижения обеспечения исполнения контракта для лиц с высоким рейтингом деловой репутации.

Основными и простыми критериями для построения рейтинга выступает количество и объем освоенных и исполненных госконтрактовза последние 7 лет.   

 Формирование рейтинга – творческая, аналитическая работа. Во всем мире рейтинг – это мнение экспертной организации, пользующейся определенным имиджем и доверием игроков рынка. Это придает рейтингу значимость и ведет к тому, что по негласному соглашению его учитывают в своей деятельности разные субъекты предпринимательства.

Таким образом, рейтинг всегда привязан к его автору. Обезличивание рейтинга на фоне его автоматизации влечет выхолащивание его значения как авторской работы. Рейтинг приобретает формальные черты, поскольку автоматический алгоритм готов работать только с формальными сущностями. Это в итоге приведет к значительному искажению той сути, который преследует рейтинг – показать истинное положение дел компании на рынке.

Анализируя предложения ФАС России, мы становимся свидетелями того, как указанные опасения, когда формальные моменты подменяют фактический состав, могут стать реальностью, а это исказит картину дел не только на рынке госзакупок, но и на рынке в целом, когда именно недобросовестные участники получат те или иные необоснованные преференции в результате присвоения им высокого рейтингового статуса.

ФАС России в качестве критериев получения высокого рейтинга выделяет количество закрытых контрактов. Однако мы, как рейтинговое агентство знаем, что  формальные документы не дают полного представления о характере деятельности и положении на рынке. Порой компании с идеальными документами предстают пред нами, как находящиеся в зоне риска, поскольку ведут деятельность формально, а не фактически. И тут любой цифровой алгоритм бессилен. Нужен еще ко всему прочему то, что мы называем в повседневной работе «сенсус». Грубо говоря, нужно пройти ножками, пощупать ручками, посмотреть глазами, послушать ушами, чтобы понять существо деятельности и определить деловую активность хозяйствующего субъекта. А тут возможна только живая работа экспертов.

Формализация и автоматизация процесса рейтингования в парадигмах критериев ФАС России приведет к обратной истории – монополизации рынков и отстранению от закупок добросовестных поставщиков товаров и услуг.  

Например, компания, которая никогда не участвовала в госзакупках, но также добросовестно работающая в других сегментах рынка, будет поставлена в неравное положение с компанией, которая систематически только и работает по госзаказу. При этом нельзя снимать со счетов эффект множества подрядчиков, когда госконтракт закрывает лишь генподрячик, а исполнителями, но уже простых договоров, выступают подрядчики и субподрядчики. Справедливый рейтинг требовал бы увеличения уровня рейтинга именно субпорядчика, но в рамках предложенной ФАС России модели, по критерию «совокупная стоимость исполненных контрактов по 44-ФЗ за 7 лет» и «количество исполненных контрактов за 7 лет» речь об обратном, учет договорных связей будет осуществляться только межу госзаказчиком и ее непосредственным подрядчиком.

Таким образом, на первый план выйдут монополисты госзаказа, а не рядовые исполнители, которые, как правило носят статус субъектов малого и среднего бизнеса. Это приведет к укреплению позиции распределителей госконтрактов на рынке госзаказа.    

Многообразие палитры экономической деятельности не терпит унифицированного подхода к определению уровня деловой активности и репутации предпринимателя. В противном случае, мы рискуем упустить суть и упростить всю многогранность бизнеса.

Само понятие конкуренции, которую по-видимому должна в нашем государстве развивать ФАС России, исключает какой бы то ни было единообразный подход к оценке хозяйствующего субъекта. Напомним, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, которые стараются исключить или ограничить возможность каждого из участников в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Соперничество не может выражаться только в том, что кто-то выполнил на рынке больше контрактов для государства или госпредприятий. Это всегда некий уникальный фактор или их система факторов, позволяющая компании оставаться на плаву.

В этом контексте единственно правильной историей, на наш взгляд, выглядит использование отраслевых рейтингов, которые готовятся на основе отраслевых методик, позволяющих реально оценить бизнес того или иного предпринимателя, дать прогноз его развития. Само же применение рейтинга в госзакупках и закупках госкомпаний должно учитываться не при определении победителя (поскольку не понятно, как например, оценить прорывную технологию и кто это будет делать), а для формирования условий последующего сотрудничества: установления видов и  размера предоставляемых подрядчиком гарантий, размера авансовых платежей и предоплат, размера штрафных санкций, предоставления льготных условий для кредитования и т.д.

Андрей Александрович Зеленин, генеральный директор ООО «РА Русмет»   

 

 

 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...