В рамках ЕЭС начато обсуждение инициатив по ограничению экспорта лома черных металлов с территорий РФ, Республики Беларусь, Киргизии, Казахстана и Армении. В частности, по ссылке: https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0106033/pd_01062021 на рассмотрении находится проект решения Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Проект). По мнению Русмет, Проект является отголоском повестки дня, присущей на национальном уровне входящим в ЕЭК государствам, в частности России. Напомним, что таким образом государство пытается снизить цены на продукцию металлургических заводов.
Согласно содержанию Проекта, он принимается в развитие статьи 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) соответственно.
Статья 46 Договора гласит, что в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Как видно из приведенных норм Договора, указанные меры являются взаимоисключающими и не могут вводиться одновременно. В этой связи вызывает недоумение тот факт, что введение Проектом запрета на экспорт лома черных металлов из стран ЕЭК, обсуждается одновременно с проектом решения «О введении количественных ограничений (экспортных квот) на вывоз отдельных видов товаров»[1]. Принятия обоих взаимоисключающих решений негативно скажется не только на правоприменении, но и на имидже органов, действующих от лица ЕЭК.
В соответствии с пунктом 2 стати 46 Договора меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к Договору.
Согласно пункту 12 приложения № 7 к Договору в исключительных случаях могут устанавливаться временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза.
Таким образом, Договор закладывает несколько условий для принятия комиссией соответствующих мер: исключительность случая, наличие или возможность наличия критического недостатка на внутреннем рынке соответствующих товаров, недискриминационность принимаемых решений.
В настоящее время никакого недостатка лома черных металлов, тем более критического, когда от его нехватки рискуют остановиться отрасли экономики, не существует. И ломозаготовители и потребители лома черных металлов не заявляли о простое пунктов приема лома металлов, а также о срыве поставок в виду нехватки этого сырья.
При анализе положений Договора необходимо исходить из широкого понимания проблемы недостатка, а не недостатка его у отдельных субъектов, например, у отдельных металлургических предприятий. В частности, ни внутреннее законодательство ЕЭК, ни международные договоренности этих стран не могут исходить при принятии ограничивающих в той или иной форме экспорт мер из идеи недостатка сырья у отдельных субъектов предпринимательства, так как это нарушало бы основополагающие конституционные принципы свободы экономической деятельности и предпринимательства, формального равенства и невмешательства государства в частные дела, а с точки зрения пункта 2 статьи 46 Договора нарушало бы принцип «недискриминационности».
Действительно, в настоящее время наблюдается рост цен на все виды товаров, в том числе на лом, но это не говорит о том, что существует критический недостаток сырья и цены растут из-за сокращения предложения лома металлов, его дефицита. Подчеркнем, что никакого недостатка лома на рынке нет, более того около 10 процентов лома остается несобранным и по сути пропадает. Отказ же или нежелание отдельных игроков приобретать лом металлов по тем или иным ценам, не говорит о его недостатке.
Тенденция, связанная с ростом цен, вызвана выходом экономик из рецессии и отражает мировой тренд, который невозможно остановить искусственно, тем более действуя в рамках региональных экономических союзов. В противном случае, предприятия стран ЕЭК рискуют утратить позиции на мировом рынке. Вполне прогнозируемо введение санкций со стороны стран, потребляющих лом металлов и продукцию металлургических предприятий, в отношении уже готовой продукции российских предприятий.
Каждый собственник, в том числе лома металлов, вправе получать за свое имущество соответствующую его интересам стоимость. Есть понятие рыночной стоимости, то есть той цены, которую собственник получает за свое имущество на свободном рынке в условиях конкуренции.
Согласно статье 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Тот же принцип используется в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3 которого под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В настоящее время средние цены на лом металлов внутри России по данным Русмет составляют 28 430 рублей за 1 тонну[2], что в среднем ниже общемировых на 8 тысяч рублей за 1 тонну. Тем самым, металлургические комбинаты, в частности в России, и так имеют определенные преимущества перед своими зарубежными партнерами в снижении себестоимости производства стального проката из лома металлов.
При этом отметим, что конституционные принципы свободы и самостоятельности предпринимательской деятельности, свободы договора и неприкосновенности собственности (статья 8 Конституции РФ) диктуют необходимость и как раз направлены на обеспечение получения собственником лома рыночной цены за свое имущество.
Сговоры при установлении монопольно высоких цен подлежат расследованию в рамках ЕЭК в соответствии с разделом XVIII Договора.
В связи с этим, формальный юридический критерий «критического недостатка» стратегического товара на рынках ЕЭК, обосновывающий в соответствии с Договором принятие Проекта, не выдерживается. Одновременно Проект исходит из принципа подмены понятий, когда цену за лом (всегда высокую с точки зрения покупателя), пытаются выдать за недостаток (нехватку) лома на рынке. В последнем случае критический недостаток (по сути, отсутствие ресурса на рынке) пытаются выдать за фактический отказ или нежелание приобретать лом по рыночным ценам, что, безусловно является выражением экономической дискриминации, при которой прибавочная стоимость путем регулирования экспорта будет перераспределена в угоду производителей коечной продукции. То есть планируемая прибыль от своей собственности, которая может быть получена ломозаготовителем, перераспределятся в пользу производителей продукции. Такая экспроприация прибыли способна в итоге привести к тому, что отрасль ломосбора останется без инвестиций и средств для развития, что как раз создаст условия для возникновения в государствах ЕЭК уже реального критического недостатка лома металлов, в виду того, что многие предприятия отрасли уйдут с рынка.
Следует также обратить внимание еще на одно немаловажное требование Договора. Даже само по себе наличие критического недостатка не означает необходимость автоматического введения мер нетарифного регулирования. Так, Договор предусматривает еще и то условие, что это должен быть «исключительный случай». Может ли быть исключительным случаем, даже в разрезе роста цен, общемировая тенденция роста цен на товары, вызванная монетарной политикой развитых государств по поддержке экономик в период коронавируса? В таком случае необходимо будет ограничивать экспорт постоянно, так как позиция ЕЭК в этом вопросе вряд ли способна повлиять на мировой тренд роста цен. Очевидно, что одностороннее регулирование в рамках ЕЭК соответствующих вопросов, вызовет только потерю предпринимателями соответствующих рынков, но на цены это никак не повлияет. Вместе с тем соответствующая потеря будет обставлена закрытием соответствующих предприятий, специализирующихся на экспортных поставках лома.
В связи с изложенным, соблюдение иного критерия «исключительности», который необходим при введении предусмотренных Проектом мер нетарифного регулирования, также вызывает сомнение.
Подводя итог изложенному, необходимо обратить внимание еще на следующие факторы, которые ставят под вопрос применение Проекта в Российской Федерации. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения применения правил международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации» установил примат норм Конституции РФ над правилами международных договоров, которые могут быть истолкованы в противоречии с Конституцией РФ. Соответствующее Проекту решение может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ (пункт «в» части 1 статьи 34 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
Как нами отмечалось, право собственника лома металлов получать рыночную цену за отчуждаемую им собственность вытекает из статей 8 и 34 Конституции РФ. В этой связи издание любых ограничивающих это право документов на международном уровне не должно иметь правовой защиты в Российской Федерации. Издание проектов в существующей редакции будет способствовать возникновению серьезных споров хозяйствующих субъектов с государством./Русмет, А. Зеленин/
[1] https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0106090/pd_10062021
[2] https://rusmet.ru/