Компания хочет поставлять их на строительство новой железной дороги
Объединенная промышленная корпорация (ОПК), управляющая активами Межпромбанка, добилась от государства софинансирования строительства железной дороги, которая соединит Туву с Красноярским краем. Наличие дороги позволит приступить к активному освоению крупного Элегестского угольного месторождения. Из инвестфонда на проект будет выделено $1,4 млрд. Отраслевые эксперты отмечают, что примерно в такую сумму оценивается только потребность в рельсах. За право их поставлять развернется борьба между российской Evraz Group и ее азиатскими конкурентами.
Правительственная комиссия по инвестпроектам одобрила заявку Енисейской промышленной компании (входит в ОПК, управляющую промактивами Межпромбанка) на софинансирование проекта строительства железной дороги Кызыл (Тува)–Курагино (Красноярский край). ОПК является оператором проекта строительства шахты, обогатительной фабрики и транспортной инфраструктуры на Элегестском угольном месторождении в Туве (общие запасы – 20 млрд тонн угля). Дорога необходима для вывоза угля, заявка на получение средств инвестфонда была подана в прошлом году (см. Ъ от 20 мая 2006 года). Общая стоимость проекта – $3,8 млрд, из которых $1,4 млрд будет выделено из инвестфонда. Расходы на строительство железной дороги (на него уйдет от трех до пяти лет) составят около 75% от общей суммы.
ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» создана в 2004 году для управления промышленными активами Межпромбанка (сейчас в нее входит сам банк). ОПК контролирует 72,23% акций Северной верфи и 88,2% акций Балтийского завода. ОПК также принадлежит 14% акций ОАО «ОКБ Сухого» и ряд объектов недвижимости и земельных участков в Москве (ОПК строит комплекс «Кремлевский» в здании Средних торговых рядов на Красной площади стоимостью $360 млн), Подмосковье и Краснодарском крае.
В проекте, правда, много темных пятен. Начальник отдела фондовой аналитики ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов отмечает, что неясно самое главное – кто будет оператором дороги. Аналитик допускает, что с этой целью может быть организовано СП между ОПК и, к примеру, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В пресс-службе РЖД Ъ вчера не смогли прокомментировать такую возможность, сославшись на отсутствие проекта в плане компании на этот год. «Но мы вполне можем направить на разработку технико-экономического обоснования и начальные этапы проектирования будущего строительства своих подрядчиков»,– добавили в РЖД.
Аналитики отмечают, что самая интересная интрига развернется в выборе поставщика рельсов, потребность в которых (60 тыс. тонн на ветку протяженностью 460 км) оценивается в сумму, сопоставимую с размером средств, которые будут выделены из инвестфонда, по оценке аналитика банка «Зенит» Игоря Нуждина,– $1,2-1,4 млрд. «Мы давно ведем переговоры с крупнейшими компаниями-строителями железных дорог, в основном из Китая и других азиатских регионов,– сообщил вчера Ъ управляющий директор ОПК Дмитрий Сахно.– Тем не менее подрядчики на реализацию проекта будут выбираться на открытых тендерах, что должно существенно снизить себестоимость строительства».
По мнению господина Парфенова, если в проект будет вовлечено РЖД, то рельсы, скорее всего, будут закупаться у Evraz Group, которая является монополистом по их производству на российском рынке. Однако эксперт допускает, что для строительства ветки могут быть использованы импортные рельсы, например, японские 50-метровые. Старший аналитик ИГ ВИКА Сергей Генералов уверен, что «большую часть пирога получит все же Evraz». В начале 2007 года между нею и РЖД был подписан трехлетний договор на поставку 560 тыс. тонн продукции ежегодно. К тому же, отмечает Евгений Буланов из ИК «Центринвест Секьюритис», после приобретения американской Oregon Steel, Evraz Group стала мировым лидером на рынке рельсов.
В самой Evraz Group от комментариев вчера отказались. «Не секрет, что мощностей у нас достаточно, и резервы для увеличения производства рельсов имеются»,– уточняет источник в группе. «Сейчас Evraz имеет портфель заказов, предусматривающий поставку в страны дальнего зарубежья около 150 тыс. тонн рельсов,– отмечает аналитик ИК ’Финам’ Семен Бирг.– Однако ее возможностей вполне достаточно, чтобы обеспечивать весь внутренний спрос с большим запасом».