/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский / На прошлой неделе я предполагал, что повышение цен на длинномерный прокат в странах Ближнего Востока, а вместе с ним – на металлолом и заготовки прекратилось, а спрос начал сокращаться. Вынужден признать свою ошибку: рынок оказался более прочным, а его потребность в стальной продукции строительного назначения – более значительной.
Закупки со стороны ближневосточных импортеров не прекратились, так что турецкие компании продолжали повышать котировки на арматуру. К концу прошлой недели уровень предложения достиг $460-490 за т FOB, а катанка подорожала до $480-500 за т FOB. Не остановился подъем и на турецком внутреннем рынке: стоимость арматуры достигла там $480 за т EXW и более.
Соответственно возросли также цены на полуфабрикаты и металлолом, закупаемые турецкими металлургическими компаниями. Стоимость российских и украинских заготовок достигла $350-370 за т FOB, а лом HMS № 1&2 (80:20) или А3 подорожал до около $240-250 за т CFR.
При этом, хотя спрос на конструкционную сталь в большинстве стран Ближнего Востока характеризуется как низкий, а строительная отрасль, как правило, и не начинала толком восстанавливаться после спада, ряд факторов все же сыграли в пользу продолжения роста цен на длинномерный прокат в регионе. Во-первых, сохраняется высокий спрос на арматуру со стороны Египта, где реализуется широкомасштабная программа жилищного строительства. Собственно, именно эта страна на протяжении последних нескольких недель является крупнейшим покупателем турецкой арматуры.
Во-вторых, достаточно высокий спрос наблюдается в Ираке, а также странах Северной Африки, что также оказывает весомую поддержку рынку. В ОАЭ строительная отрасль все еще находится в кризисном состоянии, но, по крайней мере, уровень спроса там относительно постоянный. Местные компании израсходовали прошлогодние запасы и теперь приобретают арматуру – в небольших количествах, но регулярно. В середине апреля внутренние цены на турецкую продукцию в стране достигли $500-515 за т с доставкой, а новые партии приобретаются по $460-470 за т CFR.
Наконец, в-третьих, каким бы низким не был региональный спрос на арматуру, объем предложения не был избыточным. Турецкие компании, по-видимому, не были готовы к скачку спроса в конце марта – начале апреля. Некоторые заводы в то время даже простаивали, поскольку не имели запаса металлолома и полуфабрикатов. На турецком внутреннем рынке в апреле ощущался определенный дефицит арматуры, что помогло поставщикам поднять цены.
Теперь можно предположить, что состояние ближневосточного рынка длинномерного проката будет зависеть, прежде всего, от производителей. Рынок все еще очень слабый, и избыток предложения на нем создать очень легко. Металлургические компании пока имеют возможность поднимать цены на свою продукцию, но должны действовать очень осторожно в отношении увеличения объемов выпуска.