/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ В последние месяцы предприятия ГМК, в том числе и коксохимические старались использовать снижение объемов производства если и не с модернизации, на которую всегда денег мало, то хотя бы на осмысление существующего положения. ОАО «Запорожкокс» нашло достаточно эффективный ответ на вызовы времени, однако одна ласточка, как говорится, весны не делает, а один завод не может представлять всю отрасль, где дела, скажем прямо, идут с переменным успехом.
Желания и возможности
Действительно, на других предприятиях отрасли дела обстоят не так оптимистично. В ОАО «Днепродзержинский коксохимический завод», например, приостановлено строительство цеха очистки коксового газа от сероводорода. А ведь его строительство является одним из важнейших пунктов городской программы по снижению вредных выбросов от основных предприятий-загрязнителей.
Завершить строительство цеха очистки коксового газа от сероводорода изначально предполагалось в 2009 году, однако в нынешнем году руководство предприятия обратилось к городским властям с просьбой перенести выполнение природоохранного мероприятия на 2012 год. По словам мэра Ярослава Корчевского, городские власти направили официальное обращение к руководству компании – собственника завода, которым является российская компания «Евраз Групп». В нем горожане указали на необходимость ускорить темпы строительства цеха, однако подвижек в этом вопросе пока не достигнуто. Экономические проблемы оказываются важнее экологических. Но в данном случае идет речь не о желании и выгоде, а о возможностях.
Зато ОАО «Авдеевский коксохимический завод» (Донецкая область) в конце сентября завершил реконструкцию системы конечного охлаждения коксового газа в цехе сероочистки № 2, применив экологически чистую технологию закрытого охлаждения с использованием уникального для Украины оборудования. Это позволит заводу уменьшить выбросы химических веществ в атмосферу на 640 т в год.
Проектирование, закупка оборудования и строительство установки в цехе сероочистки № 2 длилось около 2 лет. Инвестиции в модернизацию производства и защиту окружающей среды составили более 10 млн. грн. Установка закрытого охлаждения, построенная по разработанной специалистами АКХЗ технологии, исключила из технологической схемы охлаждения непосредственный контакт газа с водой и тем самым полностью прекратила попадание химических элементов в атмосферу. Основой установки стал трехступенчатый спиральный холодильник шведской компании «Альфа Лаваль» стоимостью $670 тыс., созданный специально по заказу АКХЗ.
Кроме улучшения экологической обстановки и способствования роста производства, работа новой установки конечного охлаждения коксового газа даст возможность снизить эксплуатационные и энергозатраты, а также приведет к уменьшению в технологической воде смолистых веществ и нафталина. Это уменьшит нагрузку на биохимическую установку № 2, где очищается технологическая вода, улучшит ее производственные показатели и надежность работы.
Использовавшаяся ранее технология охлаждения коксового газа для извлечения содержащихся в нем различных химических соединений не обеспечивала необходимую степень экологической защиты, поскольку охлаждение осуществлялось путем непосредственного контакта газа с технологической водой, что приводило к растворению в ней части содержащихся в горячем газе химических продуктов. Это приводило к испарениям в атмосферу нафталина, бензола, аммиака, соединения серы и других химических веществ во время охлаждения воды воздухом на градирне.
Реконструкция была проведена в рамках программы технического перевооружения завода до 2010 года, предусматривающей реконструкцию АКХЗ с учетом международных стандартов в области охраны окружающей среды.
По примеру запорожцев
Примеру рачительного использования энергоресурсов и улучшения экологических показателей запорожских коксохимиков последовал Горловский коксохимический завод из Донецкой области. Там в цехе улавливания был установлен скруббер «Вентури» – устройство по очистке коксового газа от смолистых веществ и нафталина. Впервые в коксохимическом производстве Украины в машинном зале цеха улавливания применена система частотно-управляемых электроприводов газодувных машин. Это мероприятие позволило сократить расход электроэнергии на транспортировку коксового газа в 2,8 раза и стабилизировать гидравлический режим коксования на коксовой батарее. Предприятие работает с замкнутым циклом производства сточных вод, т.е. все производственные стоки подвергаются очистке и используются в технологическом процессе (тушение кокса). Сбросы сточных вод в природные водные объекты отсутствуют.
На заводе долгое время не решалась проблема использования избытка коксового газа. В настоящее время уже решен вопрос финансирования и принято решение по строительству когенерационной установки электрической мощностью 12,5 МВт с термообезвреживанием дымовых газов коксовой батареи. Кроме того, подготовлены обосновывающие материалы и получено письмо поддержки Министерства охраны окружающей среды Украины о возможности совместного осуществления проекта в соответствии с Киотским протоколом. На предприятии особенно подчеркивают, что до внедрения АОЗТ «НТП «Котлоэнергопром» установки на ОАО «Запорожкокс» ни на одном коксохимическом предприятии в мире не был решен вопрос утилизации тепла дымовых газов коксовых батарей и их доочистки от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Как видите, хороший пример заразителен. Но для реализации намеченного необходимы средства. Хорошо тем, кто начал модернизацию еще до кризиса. По крайней мере, тогда все просчитывалось, и мероприятия могут быть только отодвинуты. А как быть тем, кто не успел? Ответ прост – продолжать выживать. Тем более по итогам восьми месяцев вырисовывается некий прогресс в работе предприятий ГМК. А значит, возрастет и потребность в коксе. Отечественного продукта даже уже может и не хватить. По данным ассоциации «Укркокс», на складах предприятий в сентябре находилось всего около 300 тыс. т коксующихся углей при нормативе 524 тыс. т. С учетом заявленных украинскими угольщиками объемов поставок, в сентябре-декабре ежемесячный дефицит углей может составить 300-350 тыс. т.
Возьмем, к примеру, тот же «Запорожкокс». В прямом смысле через забор от него находится и основной потребитель – ОАО «Запорожсталь». Тут свои проблемы, в том числе и сырьевые. Сейчас комбинат является крупным, но не единственным акционером «Запорожкокса». Но мощностей коксохимиков явно недостаточно для обеспечения комбината сырьем в необходимом количестве.
Для нормальной работы (загрузки на уровне 95-97%), потребности «Запорожстали» по коксу составляют почти 2 млн. т. Из них только 1,5-1,7 млн. т может поставить «Запорожкокс», и то только при условии, что комбинат найдет для него уголь. В 2006 году «Запорожсталь» приобрела в России ПО «Шолоховское» (мощности по обогащению 1,2 млн. т коксующихся углей) и шахту «Быстрянская-1, 2» (план по добыче – 750 тыс. т в год). Они теоретически позволяют на 50% удовлетворить потребности «Запорожкокса» в сырье, что дает возможность покрыть потребности меткомбината в коксе на 35%. Однако для того, чтобы выйти на максимальный уровень добычи, в шахту и комбинат необходимо инвестировать значительные средства, которых сейчас по понятным причинам не хватает. Особенно, когда главной целью является переход с мартеновского производства на конвертерный. Вот и приходится ориентироваться на импорт, как бы ни хотелось поддерживать отечественных смежников. Но только в конце прошлого года украинские металлурги могли обходиться без импортного сырья – тогда большинство доменных печей стояло и смысла в закупках не было.
Поэтому в первом полугодии украинский уголь был в избытке, так как шахты с трудом находили покупателей. Но даже при такой ситуации металлурги часть сырья закупали в России, Казахстане и США. Им это даже было выгодно, так как стоимость импортного и местного угля сравнялась, а ряд российских поставщиков отгружали его Украине по ценам даже ниже внутренних. Но главным была технологическая необходимость добавления в шихту качественных привозных низкосернистых углей, чтобы обеспечить требуемое качество кокса. И наступающий ныне дефицит угля начал складываться уже в августе из-за увеличения металлургами объемов производства чугуна.
Даешь уголь в закрома!
Но даже в такой ситуации поставки украинских углей на отечественные КХЗ в августе снизились по сравнению с июлем с 1,62 млн. т до 1,5 млн. В октябре, согласно распределению «Укркокса», для обеспечения потребностей коксохимиков будет поставлено 1,58 млн. т украинских углей, а необходимость в импорте составляет 540 тыс. т.
В свою очередь, коксохимы поставят на метпредприятия 1,33 млн. т кокса, еще примерно 350 тыс. т составит импорт. По мнению специалистов, металлурги будут вынуждены увеличивать импорт кокса, поскольку украинские КХЗ не смогли оперативно отреагировать на рыночную конъюнктуру. Из-за дефицита угля в августе производство кокса снизилось до 1,514 млн. т (в июле – 1,56 млн.).
Из-за недопоставок кокса в августе-сентябре недопроизводство чугуна составляет до 500 тыс. т. А что же говорят маркетологи? По их мнению, выплавка чугуна в этом году составит не 25 млн. т, как прогнозировалось ранее, а 26,0-26,6 млн. т. Это, как бы радостная сторона. Поэтому балансы по углю и коксу нужно будет корректировать: потребность в украинских коксующихся углях в пересчете на концентраты составит 17,5-18,0 млн. т, в импортных углях – до 6 млн. т.
Как утверждают специалисты, в шихте должно быть не менее 25-30% импортного сырья с низким содержанием серы. Тогда кокс получается качественным и снижается его расход на тонну выплавляемого чугуна. К слову, в текущем году расход кокса при выплавке чугуна уже вырос на 10-15%, поскольку металлурги активно замещают им природный газ. В связи с этим требования к качеству кокса будут повышаться, что определяет увеличение импорта углей с меньшим содержанием вредных примесей. Ведь к концу года от природного газа в доменном производстве откажутся на «Запорожстали», а в следующем году установку ПУТ введут и на комбинате имени Ильича в Мариуполе. Так что уголь будет еще больше востребован. Вопрос – какой? Ответ понятен – качественный. А кто его производит, металлургам, по большому счету, дела нет. Главное, чтобы было необходимое качество при приемлемых ценах.
Так, по статистическим данным за 8 месяцев 2009 года доля украинского сырья в общем потреблении выросла до 75%, а импорта, соответственно, упала до 25%. В прошлом году это соотношение было 60 к 40. Вполне приемлемые рыночные взаимоотношения. Тем более, что импорт возрос лишь в последние месяцы.
Опять же, аналитики прогнозируют, что в текущем году импорт не выйдет за рамки технологических потребностей, зато в следующем году закупки за рубежом снова станут расти. Ринат Ахметов, владелец значительных активов в ГМК, уже отладил схему доставки угля из США в Украину, и в сентябре первое судно с импортным углем уже пришло в порт Южный. Пока для обеспечения текущих потребностей «Метинвест» будет завозить 80-100 тыс. т американского угля в месяц, хотя у Ахметова имеются и свои шахты в Донбассе. Но когда войдет в строй угольный терминал «Авлиты» в Севастополе, импорт может вырасти до 2-5 млн. т в год. Правда, сейчас идет упорная борьба активистов-экологов против строительства, поэтому намеченный на 2011 год пуск терминала может и не состояться. Сегодня Севастополь и без того заполитизирован до предела. Может, после январских выборов ситуация прояснится и успокоится.
Пока что поставки угля из США выгодны для «Метинвеста», поскольку даже с учетом затрат на фрахт стоимость американского угля будет не выше украинского, так как за океаном уголь добывают в открытых карьерах, а не в шахтах.
У других украинских металлургических компаний угольные активы намного меньше или же их нет совсем. Если, как ожидается, выплавка чугуна в 2010 году вырастет до 30 млн. т, то и потребность в импорте может подняться до 10 млн. т.
Вот и получается, что коксохимические мощности есть, а кокса не хватает. Угольный Донбасс слывет чуть ли не легендой, а украинские металлурги вынуждены закупать его за рубежом, заставляя шахтеров затягивать пояса. Но таков рынок, от этого уже никуда не денешься.