Заместитель начальника Управления по контролю за экономической концентрацией МАПа Наталья Ломанова, выступая на конференции по вопросам консолидации в российской металлургии, сделала неожиданное заявление.
По словам Ломановой, эксперты министерства провели анализ российского алюминиевого рынка и пришли к выводу, что сложились все предпосылки для объединения двух его крупнейших игроков – компаний «Русский алюминий» и СУАЛ-холдинг.
Обе компании входят в десятку мировых лидеров по производству первичного алюминия: «Русал» занимает второе место (в 2000 году холдинг произвел 2,2 млн тонн), СУАЛ – шестое (0,6 млн тонн). При этом, основная масса всего произведенного компаниями алюминия уходит на экспорт, соответственно и конкуренция между двумя российскими алюминиевыми холдингами существует только на внешнем рынке.
Внутри России конкуренции между ними практически нет. Наоборот, периодически «Русал» и СУАЛ легко находят общий язык. По словам Натальи Ломановой, две компании просто заинтересованы друг в друге. СУАЛ владеет «практически всеми бокситами (из которых делается глинозем – сырье для производства алюминия – «Газета.Ru»), но не имеет энергетических ресурсов». У «Русала» ситуация обратная: «энергетические источники есть, но нет бокситов, из-за чего холдингу пришлось даже взять в управление компанию по производству бокситов в Гвинее».
Кроме того, представитель МАП привела и другие доводы в пользу объединения холдингов: нормальные отношения компаний на внутреннем рынке, переходящие порой в сотрудничество, и даже то, что, по мнению Ломановой, «эпоха алюминиевых войн закончилась, а ‘Русал’ теперь все налоги платит в России».
«Мы не исключаем, заключила Наталья Ломанова, – что наступит момент, когда СУАЛ и ‘Русал’ пойдут друг другу навстречу». Тогда, в России появится настоящий монополист и, следовательно, серьезная работа для МАП, чего, похоже в министерстве только и ждут. Во всяком случае, г-жа Ломанова о перспективах раздела первой в стране настоящей монополии рассуждала с блеском в глазах.
Нашим антимонопольным органам, похоже, не дают покоя лавры американских коллег, пытающихся раздробить Microsoft. «Русал», производящий 70% отечественного алюминия, МАП монополистом не считает – компания обеспечивает внутренний рынок всего на 27,4%, и, следовательно, по формальным признакам монополией не является.
Лишь объединение холдинга с СУАЛом дает МАП надежду на появление в России монополиста. В других отраслях таких перспектив нет вовсе. Алюминиевые компании, правда, осуществить мечту МАП не торопятся. Как заявил «Газете.Ru» замгендиректора «Русского алюминия» Александр Лившиц, об объединении с СУАЛом «пока говорить рано».