C полудня понедельника страховочная система Российского союза страховщиков (РСА) — «Е-гарант», созданная для заключения электронных договоров ОСАГО в случае невозможности покупки полиса на сайтах страховщиков, стала работать со сбоями, а вскоре и вовсе зависла. Как пояснили в союзе, проблема была связана с работой сервиса защиты от спама Google reCAPTCHA из-за блокировки Роскомнадзором IP-адресов Google. В среднем на «Е-гарант» приходится 10% всех проданных в стране 50 тыс. полисов Е-ОСАГО. Сами страховщики говорят, что пока снижения продаж из-за действий Роскомнадзора не видят — хотя блокировки им пришлись бы на руку: Е-ОСАГО особенно популярно в проблемных регионах.
Блокировки Роскомнадзора сказались на обязательных для страховщиков продажах электронных полисов ОСАГО. Как сообщили в РСА, начиная с полудня сервис защиты от спама Google reCAPTCHA начал работать с перебоями ввиду блокировки Роскомнадзором IP-адресов компании Google. «В связи с этим наблюдаются проблемы с прохождением авторизации в модуле для обращения граждан и подсистеме «Е-гарант»»,— заявили в РСА. «Е-гарант» запущена союзом 1 июля 2017 года для случаев, когда не удается купить полис на сайте страховщика — система перенаправляет клиентов на закрытую часть сайта РСА. Туда же поступает заполненное автовладельцем на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, и страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.
Как заявили “Ъ” в союзе, в среднем в день в стране продается свыше 50 тыс. полисов электронного ОСАГО Десятая часть продаж происходит с помощью системы Е-ОСАГО. По статистике РСА, до 15:00 понедельника в стране было продано 52,2 тыс. электронных полисов без учета договоров, перенаправленных страховщикам системой «Е-гарант». В целом по итогам первого квартала на электронное ОСАГО пришлось 41,3% всех проданных полисов «автогражданки» в стране — 3,4 млн.
Страховщики в свою очередь сообщили “Ъ”, что проблем с электронными продажами не испытывают. Как рассказал заместитель главы «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов (его компания — теперь лидер рынка ОСАГО в стране), проблем с электронными продажами в компании нет. «Это подтверждается и отсутствием обращений граждан в нашу службу поддержки»,— говорит он. По словам вице-президента—руководителя департамента развития прямых продаж ПАО СК «Росгосстрах» Рената Конурбаева, никаких сбоев в работе официального интернет-портала компании не наблюдается. «Соответственно, на продажах Е-ОСАГО и других страховых продуктов, реализуемых компанией онлайн, это никак не сказывается.— говорит он.— Показатели продаж Е-ОСАГО соответствуют обычным для понедельников значениям. В то же время мы видим сбои в работе сервисов Google Analytics, используемых нами для продвижения продуктов добровольного страхования, без аналитики мы вынуждены работать «вслепую»».
В среднем компания продает по 8 тыс. электронных полисов в день, этот показатель сохранился и по состоянию на понедельник. Впрочем, блокировка онлайн-продаж ОСАГО вышла бы на руку страховщикам. Как говорят в компаниях, возможностью купить электронный полис особенно активно пользуются так называемые «токсичные» регионы, в которых активны автоюристы, получающие в судах со страховщиков не только удвоенные выплаты, но и штрафы. Сейчас таких регионов 16. Это Волгоградская, Мурманская, Ростовская, Челябинская, Ивановская, Архангельская, Ульяновская, Нижегородская, Кировская и Саратовская области, Краснодарский край, Башкирия, Татарстан, Ставропольский край, Мордовия и Северная Осетия. «Нас не затронули блокировки, но один день не продаж ничего не решит»,— с сожалением заявил “Ъ” один из собеседников на страховом рынке.