В эти дни наблюдается одна из самых удивительных ситуаций на рынке металлургического сырья: цена на одно ключевое сырье — железную руду — падает, а на другое — коксующийся уголь — бьет рекорды, констатирует корпоративный блог «Мечела» на Яндекс-Дзен. Это при том, что для выплавки одной тонны стали нужно примерно 1,2 тонны железной руды и 0,5 тонн коксующегося угля.
С одной стороны, правительство Китая ставит цель сократить «углеродный след» металлургической промышленности как минимум на 10%. Для этого необходимо, чтобы производство стали в КНР не превысило рекордный уровень прошлого года (1,05 млрд тонн, по данным Китайской ассоциации чугуна и стали). В первом полугодии текущего года выплавка стали в стране выросла на 12% относительно первого полугодия 2020 года. Чтобы добиться ожидаемого уменьшения выбросов углерода в атмосферу, требуется значительно снизить производство стали во втором полугодии. Но эта мера приведет к замедлению экономического роста Китая, что идет вразрез с национальным планом по восстановлению экономики после пандемии коронавируса.
Поставки железной руды в Китай сейчас ведутся по сильно сниженным ценам. Бенчмарк на руду с 62%-ным содержанием железа в Китае за последние 6 недель упал вполовину. Замедление темпов строительства жилья, что в немалой степени вызвано финансовыми проблемами второго крупнейшего застройщика Evergrande, тоже повлияло на стоимость железной руды.
Тем временем цены на коксующийся уголь продолжают идти вверх. Причиной этому во многом являются серьезные ограничения по экологии и нормам безопасности, которые Китай наложил на внутренних производителей угля. Ограничения, связанные со вспышкой ковид-19 в соседней Монголии, в свою очередь, нарушили цепочки поставок угля из этой страны.
Импорт австралийского коксующегося угля в Китае запрещен с октября 2020 года, он действует уже почти год.