Поэтому жители Лысьвы имеют возможность работать в Чусовом, а чусовляне — в Лысьве. Удивительное совпадение: оба флагмана областной металлургии одновременно решили строить под боком друг у друга два современных сталеплавильных комплекса по западным технологиям. Проекты грандиозны, с огромными для Урала объемами инвестиций. Поскольку металлургические заводы являются градообразующими предприятиями, в случае осуществления проекта приток средств в бюджеты увеличивается в несколько раз. Со строительством печей связано решение проблем безработицы, достойной зарплаты как рабочим этих предприятий, так и бюджетникам, экологии и благоустройства городов.
Но… Как известно, в металлургической отрасли разразился кризис. Как же строить новые сталеплавильные комплексы во время мирового перепроизводства стали? Однако от своих планов ни чусовляне, ни лысьвенцы не отказываются. Нового сталеплавильного комплекса (требуется 120 миллионов долларов) нет. Предвидится. Кризис серьезно ударил по предприятию. Самое узкое здесь место — старое мартеновское и прокатное производство. Некоторые агрегаты построены еще в XIX веке дореволюционными хозяевами предприятия — французами. До 30 процентов стали, которая выплавляется в мартеновских печах, не успев выйти за ворота завода, возвращается в копровый цех в виде металлолома. Качество мартеновской стали значительно ниже электропечной, а ее производство обходится значительно дороже. В условиях кризиса производство нескольких видов продукции стало убыточным. Невыгодно торговать и чугуном.
По словам генерального директора Анатолия Карпова, — цена полупродукта 2000 рублей за тонну. В то же время себестоимость тонны металла — 2700 рублей. Та же ситуация на рынке ванадия, производство каждого килограмма которого в начале года приносило 2 доллара убытка. Поэтому на ЧМЗ появился приказ «Об оптимизации численности персонала». Всего «оптимизировать» в течение года генеральный директор предполагает 5 процентов работников.
Трудно предположить, что стало бы с Чусовским металлургическим заводом, не будь он в составе российского холдинга «Объединенная металлургическая компания» (ОМК). На предприятиях холдинга работают сегодня 40 тысяч человек. Несмотря на кризис отрасли, компания продолжает наращивать производство, смело реализуя ряд масштабных проектов. Кризис не затронул основную продукцию холдинга: трубы и железнодорожные колеса, на которые по-прежнему существует устойчивый спрос. Объединенная металлургическая компания сегодня как никогда нуждается в высококачественной непрерывнолитой стальной заготовке. Для производства бесшовных труб Челябинскому трубопрокатному заводу требуется 240 тысяч тонн стали в год. Столько же требует высокорентабельное колесное производство Выксунского металлургического завода. Сегодня стальную заготовку ОМК производит на трех собственных заводах, в том числе и на ЧМЗ. Еще 150 тысяч тонн стали приходится закупать на стороне.
Чтоб снизить в Чусовом затраты на производство стали, и было решено построить единый сталеплавильный комплекс, который заменит здесь все три устаревших мартеновских цеха.
— План создания здесь собственного современного сталеплавильного производства, — говорит генеральный директор ОМК Анатолий Седых, — вызрел у нас давно. Чтобы обеспечить его в будущем коксом, компания вложила десятки миллионов рублей в реконструкцию «Губахинского кокса», который в прошлом году тоже вошел в состав ОМК. Новая коксовая батарея теперь на 100 процентов обеспечивает потребности Чусовского металлургического завода в этом сырье.
В феврале, когда батарея начала давать кокс, было подписано предварительное соглашение со Сбербанком России о финансировании проекта «Сталь ОМК». Уже определен срок окончания работ — 2005 год.
— Основной продукцией завода станет стальная заготовка, — говорит директор по реконструкции ЧМЗ Владимир Скрябин. — Те производства, которые убыточны, будут закрыты. При всем при том, обнадеживающие перспективы есть. Подтверждают их участившиеся визиты на завод представителей известных зарубежных фирм, предлагающих для реконструкции свое современное оборудование. АК «Лысьвенский металлургический завод» за два первых месяца этого года понесла убытков в сумме 11 миллионов рублей. На 7 процентов по сравнению с прошлым годом упали объемы производства. Главное же: снизились объемы продажи основной продукции предприятия — оцинкованного листа для автомобильной промышленности.
— Кризис в металлургической промышленности, — говорит генеральный директор «АК ЛМЗ» Владимир Ганьжин, — сказался на нас. К тому же появилось и немалое число конкурентов по поставкам металла на «АвтоВАЗ». Пришлось пойти на некоторые уступки по ценам продажи нашего листа для автопромышленности. Повлиял кризис и на сбыт товаров народного потребления. Заказов на них стало меньше. Средняя зарплата в результате упала на предприятии с 4800 рублей в декабре 2001 года до 3800-4200 в феврале-марте этого года. Ряд подразделений временно переведен на четырехдневную рабочую неделю. На работе ЛМЗ сказалась и остановка мартеновских печей ЗАО «Уральский металл». Это еще одно металлургическое предприятие Лысьвы, где работали около 700 человек. «Уральский металл» арендовал территорию ЛМЗ, пользовался транспортом, газом и электричеством компании.
Остановка его производства снизила объемы перевозок железнодорожного подразделения компании почти наполовину. Сейчас большая часть работников «Уральского металла» находится в вынужденных отпусках, а иностранные владельцы предприятия решают: закрыть мартеновские печи навсегда или попытаться переждать трудные времена. Есть люди, которые пытаются представить дело так, будто «АК ЛМЗ» ожидает судьба «Уральского металла». Например, представители Западно-Уральской металлургической компании, распускают слухи, что завод находится чуть ли не на грани закрытия. Однако одновременно эта организация активно скупает акции «АК ЛМЗ». Одна акция, которая два-три года назад стоила всего два рубля идет сегодня за сотню и больше. Но высокая стоимость акции уже сама по себе является лучшим индикатором будущего.
Причины снижения спроса на оцинкованный лист со стороны «АвтоВАЗа», скорее, временные: есть данные, что там был создан большой запас металла, который еще не успели израсходовать. С апреля объемы заказов стали заметно расти, ситуация выправляется. Лысьвенский электрооцинкованный металл отличается по ряду параметров от горячеоцинкованного металла конкурентов (из него нельзя делать более 60 процентов корпуса автомобиля). Так что своя ниша у ЛМЗ на рынке останется в любом случае. Тем более, что (по прогнозам правительства России) потребности российских автопроизводителей в этой продукции к 2010 году возрастут на 2 миллиона тонн.
В последнее время заметно пошло в гору второе по значимости производство в ЛМЗ по выпуску эмалированной посуды. За первый квартал 2002 года он увеличился на четверть по сравнению с первым кварталом прошлого года.
Надо сказать еще и о том, что прошлый год был самым успешным для ЛМЗ за последние восемь лет. Прибыль составила 179 процентов от плана, а зарплата возросла на 10 процентов. Поэтому ни о каком крахе предприятия сегодня говорить не приходится. А раз так, у проекта строительства нового сталеплавильного комплекса в Лысьве есть все шансы на воплощение. Правда стоимость его в 2,5 раза выше, чем в Чусовом. Почему?
— Чусовской завод, — отвечает директор по инвестициям АК ЛМЗ Владислав Юрин, — собирается отливать стальную заготовку. Наши соседи ставят электропечь, печь-ковш и установку для непрерывной разливки стали. Мы же собираемся отливать не заготовку, а сразу тонкую ленту. В Москве были проведены переговоры с американской фирмой «Кастрип», разработавшей уникальную установку для ее отливки из жидкой стали. За счет исключения многих переделов ее себестоимость будет ниже на 15-20 процентов. Кроме того, проект дороже еще и потому, что предусматривает строительство цеха холодного проката, который стоит почти столько же, сколько весь сталелитейный комплекс.
В общем, если у чусовлян синица уже в руке, то у лысьвенцев журавль пока в небе. Зато если предстоящая реконструкция необходима ЧМЗ как воздух, то ЛМЗ вне зависимости от строительства нового литейно-прокатного комплекса находится в устойчивом положении. Кризис российской металлургии два наших флагмана не только не потопил, но и не сбил с правильного курса.