/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Металлургическая отрасль Южной Кореи, по мнению многих корейцев, является символом экономической мощи и процветания страны. Республика Корея (РК) в последние годы стабильно занимает шестое место в рейтинге крупнейших производителей стали, а национальная корпорация Pohang Iron and Steel Company (POSCO) входит в шестерку ведущих сталелитейных компаний мира.
Вопреки кризису
В отличие от многих других государств, металлургическая промышленность Южной Кореи практически не испытала на себе воздействие кризиса 2008 года. В то время, как производство стали в большинстве стран мира после 2007 года упало да так и не вернулось на прежний уровень, в Корее, напротив, оно продолжало расти (небольшое падение было зафиксировано лишь только в 2009 году), достигнув в 2012 году рекордного показателя – 69,07 млн. т. За это время выпуск металла в стране увеличился на 65%. Правда, в прошлом году производство стальной продукции уменьшилось до чуть более 66 млн. т, т.е. на 4,4% меньше, чем годом ранее.
Подобный спад корейские эксперты объясняют некоторым снижением потребления стали в таких металлоемких отраслях, как автомобильная промышленность и судостроение, а также перенасыщением рынка проката. Если, к примеру, в 2010 году в Южной Корее было выпущено около 4,1 млн. автомобилей, то в прошлом году – не более 3,85 млн. Впрочем, как прогнозируют в Центральном банке РК (Bank of Korea), в текущем году ситуация со спросом и предложением металла должна стабилизироваться благодаря улучшению экономической ситуации.
По оценкам Bank of Korea, темпы экономического роста в РК в 2014 году должны составить около 3,8-4% против 2,8 и 2% в 2013 и 2012 годах соответственно. По прогнозам корейского ЦБ, экономика страны в текущем году должна сделать шаг вперед благодаря увеличению объемов экспорта, прежде всего, автомобилей, продукции нефтехимии, электроники и бытовой техники.
В частности, в Корее ожидают в этом году рекордных показателей экспорта автомобилей (рост на 4,7% по сравнению с 2013 годом) благодаря, прежде всего, снижению пошлин в рамках действия соглашения о свободной торговле между ЕС и Кореей (Korea-EU FTA). Это будет способствовать расширению спроса на качественную автомобильную листовую сталь и другую стальную продукцию для автопрома.
В судостроительной промышленности Южной Кореи, которая тоже является одним из ключевых потребителей металла в стране, в прошлом году, по данным Bank of Korea, впервые с 2007 года наблюдалось не падение, а увеличение заказов на строительство судов. По данным лондонской исследовательской компании Clarkson Research Services, в 2013 году на долю РК пришлось 33% заказов в мировой судостроительной промышленности: впереди оказался лишь только Китай с 40,9%, а замкнула тройку Япония с 14,8%. По общей же стоимости заказов Корея и вовсе опережает КНР – $41,1 млрд. против $32,7 млрд. Это связано с тем, что корейцы строят дорогие современные суда, в частности, танкеры для перевоза сжиженного природного газа и сверхкрупные контейнеровозы. В текущем году, как утверждают в корейском ЦБ, количество заказов для судостроительной промышленности Южной Кореи увеличится еще на 3% и достигнет $45,2 млрд.
Прогнозируют корейские экономисты и рост в национальной отрасли по производству электроники и бытовой техники, однако здесь он будет более умеренным, да и то в отдельных сегментах. В частности, наметился определенный подъем в секторе выпуска телевизионных панелей, что произошло благодаря проведению Олимпийских Игр в Сочи и Чемпионату мира по футболу в Бразилии. Благоприятная ситуация складывается также в сегменте недорогих мобильных телефонов и смартфонов, а также малогабаритной бытовой техники.
Таким образом, есть все основания говорить о том, что в текущем году ситуация в основных металлоемких отраслях корейской экономики может стабилизироваться, что простимулирует рост спроса на металл и увеличение производства стальной продукции. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за первые четыре месяца текущего года в РК было произведено, по данным World Steel Association, 23.77 млн. т стали, что на 7,7% больше, чем в тот же период годичной давности.
Вместе с тем, как признают корейские аналитики, на национальном рынке по-прежнему наблюдается перенасыщение стальной продукцией – не в последнюю очередь из-за увеличение импорта дешевого металла из Китая. Крупнейшей металлургической компании страны POSCO в этой связи пришлось впервые за последние четыре десятилетия уменьшить выплавку стали, а еще один ведущий производитель Hyundai Steel Company сократил производство арматуры. Руководство национальной металлургической ассоциации KOSA признает, что решить проблему избыточных поставок в ближайшее время вряд ли удастся. В текущем году, как прогнозирую аналитики KOSA, поставки стальной продукции на национальный рынок могут увеличиться на 3% в годовом исчислении, в то время как спрос на нее возрастет не более чем на 1-2% (примерно до 55 млн. т).
В этой связи крупнейшие металлургические компании страны фокусируют сегодня внимание на усовершенствовании производственных технологий и диверсификации ассортимента стальной продукции. Hyundai Steel Company, к примеру, намерена укрепить свои рыночные позиции за счет продвижения нового продукта под названием «New Steel H-Beam» («новая стальная балка Н-сечения»). Кроме того, компания привлекала 200 технических сотрудников для разработки новых виды стальной продукции, используемой при производстве автомобилей, включая модели Sonata и Elantra. По словам Чо Ван Сука, старшего исполнительного вице-президента компании, «мы хотим сделать стальные листы для автомобилей Hyundai и Kia Motors более легкими, крепкими и удобными по форме».
Всесторонняя реструктуризация
Тем временем, в крупнейшей южнокорейской металлургической корпорации POSCO заявляют о проведении широкомасштабной реструктуризации на фоне падения прибыли компании в течение последних трех лет и роста ее долгов до $40 млрд. Осуществлять ее будет новый генеральный директор POSCO Квон О Джун, который назвал в качестве главной задачи этой реструктуризации «улучшение финансовой структуры и показателей компании».
Квон О Джун, занявший пост гендиректора POSCO в марте текущего года, является доктором Питтсбургского университета по металлургическим технологиям и инжинирингу и работает в корпорации с 1986 года. Его последняя должность – президент и директор технологического подразделения POSCO. По мнению аналитиков инвестиционной компании Hi Investment & Securities, Квон О Джун практикует более осторожные и реалистичные подходы к развитию POSCO по сравнению с бывшим гендиректором Чун Джун Яном, который вел агрессивную политику инвестиций и поглощений, обусловившую высокий уровень долга корпорации.
Так, помимо принятого ранее решения сократить инвестиции на 14% до $3,4 млрд., Квон планирует распродать непрофильные активы и провести листинг дочерних компаний, что обеспечит определенный приток остро необходимых средств. В частности, предусматривается продать пакет акций POSCO в торговом и снабженческом подразделении Daewoo International Corporation, которое корейская металлургическая компания приобрела в 2010 году за $3,36 млрд.
В целом же Квон наметил масштабный план, направленный на восстановление конкурентоспособности компании на рынках стальной продукции. По его мнению, это можно осуществить путем внедрения передовых технологий и агрессивного маркетинга. С этой целью создан центр маркетинговых решений, который будет превентивно реагировать на изменения спроса в разных сегментах рынка. Ожидается, что это будет способствовать расширению продаж листовой стали премиум-класса и стальной продукции для энергетической отрасли. Кроме того, POSCO примет радикальные меры для развития перспективных направлений бизнеса. В зависимости от потенциала будущего роста компания собирается закрыть, продать или интегрировать в бизнес определенные подразделения.
Разработанный новым гендиректором POSCO план реструктуризации компании состоит из четырех ключевых частей. Высший приоритет отведен повышению конкурентоспособности корпорации в сталелитейном бизнесе. В сталелитейном подразделении будет создан специальный Центр решений (Steel Solutions Center), который займется удовлетворением потребностей клиентов в стальной продукции и расширением продаж стратегических изделий, в частности, толстолистовой стали с высокими эксплуатационными характеристиками. Ожидается, что это укрепит рыночные позиции POSCO как одного из лидеров мировой металлургической отрасли.
Следующее направление – разработка планов стимулирования будущего роста корпорации. Компания уже далеко продвинулась в сегментах материалов, энергетики и различных других сферах инновационного бизнеса. В дальнейшем предполагается сфокусировать внимание на разработке материалов на основе лития и никеля, которые будут востребованы в высокотехнологичных отраслях, а также на экологически востребованных системах типа топливных элементов и «чистого угля», составляющих основу «чистой» энергетики.
Третья задача заключается в упрощении структуры бизнеса и кардинальном совершенствовании финансовой системы POSCO. В ближайшее время инвестиционная стратегия будет ориентирована, в первую очередь, на рост добавленной стоимости. Однако в дальнейшем компания выведет на фондовые биржи дочерние фирмы, соответствующие требованиям для IPO, или продаст некоторые активы, чтобы увеличить ликвидность.
Наконец, планируется усовершенствовать управленческую структуру. Для упрощения процедуры принятия решений из нынешних шести подразделений будут сохранены только четыре. Кроме того, количество менеджеров во вспомогательных отделах будет уменьшено на 40%. Освободившийся персонал предполагается перевести в маркетинговое подразделение, на сталелитейные заводы и в зарубежные офисы.
Реализация данного плана реструктуризации в POSCO, очевидно, будет весьма полезной для компании, как бы ни развивалась рыночная ситуация. Однако, поскольку основные проблемы компании связаны с внешними факторами, кардинальное улучшение ее финансового состояния возможно только по мере восстановления глобальной экономики и спроса на мировом рынке. Как бы там ни было, Квон О Юн заявил о том, что POSCO планирует в 2014 году увеличить производство стали на 4% по сравнению с 2013 годом до 37,7 млн. т (в прошлом году оно сократилось на 4% до 36,4 млн. т).
Впрочем, реструктуризация вовсе не мешает крупнейшей южнокорейской металлургической корпорации вести работы по реализации своих сталелитейных проектов – преимущественно за рубежом, поскольку на данный момент POSCO пока не планирует существенно расширять собственные мощности в Корее.
Так, 30 декабря прошлого года президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно официально ввел в эксплуатацию первую домну на сталелитейном заводе Krakatau Posco, построенной с участием корейской корпорации и индонезийской металлургической компании Krakatau Steel. Производительность нового предприятия, которое начнет функционировать на полную мощность к концу 2014 года, составляет 1,8 млн. т слябов и 1,2 млн. т листового проката в год, из которых около 1,5 млн. т слябов и 600 тыс. т листа предусматривается реализовывать на индонезийском рынке. Благодаря использованию низкозатратных производственных технологий и проактивного маркетинга здесь предполагают получить положительную операционную прибыль уже в текущем году.
В начале текущего года вроде как наметился прогресс в реализации корейцами многострадального проекта по строительству металлургического комбината стоимостью $12 млрд. и мощностью 12 млн. т в индийском штате Одиша (Орисса). В ходе состоявшегося 16 января визита в Индию президента Южной Кореи Пак Кын Хе и ее встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом были урегулированы вопросы по утверждению и выдаче POSCO экологического обоснования проекта и разрешения на переработку местной железной руды. После 9 лет бюрократических проволочек со стороны индийской стороны в POSCO, наконец, воспрянули духом и заявили о начале работ через несколько недель.
Однако по состоянию на конец мая текущего года работы эти так и не начались. Ранее POSCO получила лицензию на добычу железной руды на месторождении Хандадхар в штате Орисса для обеспечения нового комбината сырьем. Теперь, как утверждают власти Ориссы, они не в состоянии демаркировать тот участок месторождения, где корейцы могут добывать руду. Кроме того, корейская компания урегулировала далеко не все проблемы с Национальным зеленым трибуналом Индии (National Green Tribunal), который должен снять все вопросы по части экологической безопасности проекта. Сегодня никто не берется предсказывать, когда же POSCO реально начнет работы по строительству нового металлургического комбината в Ориссе, ввести в эксплуатацию первую очередь которого производительностью 4 млн. т планировалось к 2018 году.
По материалам KOSA, Yonhap News Agency, Business Korea, Reuters, Press Trust of India