Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ, «дочка» РЖД) разработал проект технических условий для продления срока службы полувагонов. «Ведомости» ознакомились с документом. По нему срок службы вагона возрастом 27 лет можно продлевать на пять лет, возрастом 22 года — на 11 лет.
Операторы считают новые правила продления полувагонов запретительными. По оценкам сотрудника одной из операторских компаний, стоимость продления срока службы одного вагона составит 850 000 руб., по мнению сотрудника другого оператора — 750 000 руб., тогда как сейчас это стоит почти вдвое меньше — 350 000-450 000 руб. При этом обычный полувагон стоит сейчас 1,9 млн руб., инновационный (с повышенной нагрузкой на ось) — 2,3 млн руб.
Дело в том, что проект ВНИИЖТ предусматривает полную замену и сертификацию всех деталей вагона, отмечает представитель Первой грузовой компании (входит в UCL Rail Владимира Лисина). С этим соглашается и его коллега из Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит РЖД). Крупнейшие операторы предлагают включить в программу только замену основных частей вагона (кузов и рама), говорит он.
Покупать новые вагоны тоже сейчас никто не будет: за два года ставки на аренду вагонов снизились в 3 раза, а стоимость нового полувагона только на 30%, поясняет сотрудник одной из компаний-операторов. Для замещения вагонов с истекшим сроком службы операторам в течение трех лет понадобится 195 000 единиц подвижного состава, говорится в материалах ПГК.
2 октября вступил в силу технический регламент Таможенного союза, регулирующий в том числе продление срока службы вагонов. Но порядок действий до сих пор не прописан. Поэтому железнодорожные операторы — ФГК, UCL Rail и «Нефтетранссервис» вывели из эксплуатации 21% парка (почти 25 000 единиц), 11% (12 800) и более 5% (1800), констатирует гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По данным ПГК, всего сейчас выведено из эксплуатации 60 000 вагонов, а до конца года их число достигнет 100 000.
В результате на рынке установился баланс спроса и предложения, на некоторых направлениях даже наблюдается дефицит парка, признает сотрудник одного из операторов. В материалах ПГК говорится о грядущем дефиците вагонов. По данным компании, в сентябре профицит вагонов был минимален за последние 2,5 года (см. график).
Грузоотправители проблем с подвижным составом пока не ощущают. Об этом «Ведомостям» сообщили представители «Мечела» и НЛМК. По данным сотрудника крупной угольной компании, на 21% выросла маршрутная скорость на сети — до 514 км в сутки. А следовательно, и снизилась потребность в вагонах. Плюс производство полувагонов пусть и немного, но выросло, говорит Бурмистров. По данным Росстата, за девять месяцев 2014 г. прирост составил 2,4%.
В октябре начали расти и ставки на аренду полувагонов — это также следствие остановки части вагонов, говорит Бурмистров. По его данным, их средний уровень увеличился до 530-550 руб. за полувагон в сутки по сравнению с 500 руб. в III квартале 2014 г. Но говорить о переломе тренда и росте доходности оперирования полувагонами не приходится, оговаривается эксперт. Дело в том, что «УВЗ-логистик» предоставляет свои вагоны по 300-350 руб. в сутки, поясняет Бурмистров. Получить комментарии «УВЗ-логистик» не удалось.
Продлевать срок службы полувагонов и минераловозов операторы смогут с начала следующего года, цистерн — с середины следующего года, следует из документа ВНИИЖТ.
Представитель РЖД от комментариев отказался, с его коллегой из ВНИИЖТ связаться вчера не удалось.