Директива (2000/53 / EC) в основном направлена на содействие утилизации и создание стимулов для разработки экологически чистых транспортных средств и представляет собой предварительное применение Европейским союзом (ЕС) принципов расширенной ответственности производителя (РОП) для экологичного управления жизненным циклом продукции автопрома.
Основным стимулом для РОП в Европе была нехватка мощностей полигонов для захоронения отходов. Поощряя сокращение источников загрязнения и переработку, концепция расширенной ответственности производителя позволит уменьшить потребление энергии и материалов, а также снизить токсичность отходов. Директива ЕС описывает примеры соответствующей политики в отношении ВЭТС в Европе и других странах. Директива не является исчерпывающим документом; скорее, это отправная точка для производителей ТС.
Основные элементы РОП:
- категории продукта или тип отходов;
- стандарты для конкурирующих производителей;
- распределение ответственности за управление жизненным циклом, в том числе возврат использованной продукции;
- поэтапный отказ от использования опасных материалов;
- гибкость и подотчетность производителя (например, через организации, отвечающие за производителя) при разработке и реализации программы;
- прозрачность для общественности (например, четкая маркировка продуктов);
- требования и сроки исполнения;
- регулярный мониторинг и отчетность о проделанной работе.
Основные положения «Директивы Европейского Союза по автомобилям с истекшим сроком эксплуатации»
Вышедшие из эксплуатации ТС в Европейском союзе (ЕС) ежегодно производят от восьми до девяти миллионов тонн отходов. Директива (2000/53 / EC), первый продукт программы Европейской комиссии по приоритетному сокращению отходов, направлена на предотвращение загрязнения окружающей среды и предлагает сделать утилизацию и переработку транспортных средств более экологически безопасными. В соответствии с Директивой производители должны стремиться к сокращению использования опасных веществ при проектировании и производстве транспортных средств и обеспечивать отсутствие ртути, шестивалентного хрома, кадмия или свинца в большинстве компонентов транспортных средств, выпущенных на рынок после 1 июля 2003 г. Директива ELV подчеркивает важность увеличения использования переработанных материалов в производстве транспортных средств. Чтобы определить компоненты и материалы транспортных средств, подходящие для повторного использования и восстановления, а также безопасно обращаться с этими материалами, Директива ELV требует, чтобы производители использовали рекомендации Международной организации по стандартам (ISO) для маркировки и идентификации компонентов транспортных средств.
Директива включает положения о сборе вышедших из эксплуатации транспортных средств и устанавливает сроки возврата материалов в оборот. Производители должны нести все или значительную часть затрат на сбор и переработку материалов, из которых изготовлены ТС. Государства-члены ЕС должны создать системы сбора вышедших из эксплуатации транспортных средств и обеспечить поток всех транспортных средств на авторизованные утилизационные площадки через систему снятия с ТС учета на основании свидетельства об утилизации. Последний владелец автомобиля с истекшим сроком эксплуатации может избавиться от него бесплатно. Утилизаторы транспортных средств должны получить разрешение на работу с ВЭТС. В соответствии с Приложением I к Директиве, хранение и обработка отслуживших свой срок транспортных средств строго контролируются с помощью процедур по удалению загрязняющих жидкостей и установленных требований по извлечению деталей – также см. Директиву 2006/12 / EC. Производители транспортных средств обязаны собирать данные и регулярно отчитываться перед уполномоченными органами. Государства-члены обязаны отчитываться перед Европейской комиссией о выполнении Директивы по ВЭТС каждые три года.
Реализация Директивы
Хотя Директива (2000/53 / EC) требует, чтобы большинство ее положений были перенесены во внутреннее законодательство стран ЕС к 21 апреля 2002 г., исследование, проведенное по заказу Европейского парламента, показало, что только Нидерланды, Швеция, Германия и Австрия добились существенного прогресса в утилизации ВЭТС. Согласно исследованию, сложные административные требования и нежелание некоторых государств-членов возлагать дополнительные расходы на автопроизводителей являются одними из препятствий на пути внедрения данной программы. В исследовании упоминаются и другие трудности, в том числе: экспорт подержанных автомобилей в страны за пределами ЕС с менее строгими законами об утилизации; наличие «мошенников», которые покупают старые автомобили и перепродают металлолом или другие запчасти без соблюдения экологических норм; а также общее отсутствие осведомленности общественности о требованиях по утилизации ТС.
Хотя предпочтения потребителей и энергоэффективность исторически были более влиятельными факторами, чем управление жизненным циклом материалов, Директива всё-таки оказывает влияние на исследования и разработки в европейской автомобильной промышленности, а автопроизводители все чаще используют принципы рециркуляции материалов при производстве автомобилей. Требования Директивы ВЭТС по удалению токсичных и опасных веществ из транспортных средств привели к международным усилиям по прекращению их использования в производстве ТС. Что касается рециркуляции материалов, то наиболее вероятно увеличение скорости оборота и достижение поставленных целей при работе с полимерами, резиной, стеклом и электронными компонентами транспортных средств. Для достижения этих целей потребуется извлечение примерно половины таких материалов из ВЭТС. Пластмассы, составляющие наибольшую долю неперерабатываемых в настоящее время материалов в транспортных средствах, являются логическим центром исследований и разработок переработчиков ТС.
Инициативы европейских стран
В 2000 году десять европейских стран (Австрия, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция и Соединенное Королевство) предприняли шаги для решения проблем, связанных с вышедшими из эксплуатации транспортными средствами.
Например:
Швеция стала пионером в политике утилизации транспортных средств в Европе, приняв свой первый закон об утилизации автомобилей в 1975 году. В 1997 году Швеция сменила его на «Постановление об ответственности производителей», которое требовало от производителей бесплатного принятия ВЭТС на утилизацию и ввела систему их учета. Требования РОП в Швеции также распространяется на ряд других потребительских товаров. В период с 1999 по 2002 год шведская автомобильная промышленность и ее партнеры приняли заявление об экологической переработке автомобилей в Скандинавии. Exit EPA Disclaimer, чтобы разработать передовые методы утилизации для разборки и сортировки компонентов транспортных средств.
Autorecycling Netherland (ARN), созданная голландской автомобильной промышленностью, собирает все утилизуемые автомобили и контролирует их разборку и переработку без каких-либо затрат для последнего владельца. Финансирование этой системы достигается за счет утилизационного сбора, уплачиваемого при регистрации транспортного средства. ARN управляет деятельностью по сбору и утилизации автомобилей, заключая контракты с компаниями по разборке автомобилей, и отвечает за утилизацию 90% списанных автомобилей в Нидерландах.
Соединенное Королевство (Великобритания). Согласно требованиям РОП и Директивы ЕС по ВЭТС, в 2003 и 2005 годах приняла собственные правила. С 2003 года правила включают использование улучшенных стандартов для утилизации транспортных средств и создание системы сертификатов утилизации. Правила 2005 года требуют, чтобы производители транспортных средств предоставляли сеть предприятий, которым последние владельцы транспортных средств могут бесплатно сдать их для утилизации. CARE — это совместный проект, в котором участвуют основные производители / импортеры автотранспортных средств и утилизаторы автомобилей в Великобритании для исследования и тестирования процессов повторного использования и переработки материалов, направленных на сокращение количества утилизируемых автомобильных отходов./Rusmet.ru, Дмитрий Стукалов/
Источник: «Autorecycling Netherland (ARN)»