Skip to content

ЧЕК — ЗА МЕТАЛЛОЛОМ!

4 мин.

Опубликованно: 11 сентября 2005

Обращение с ломом металлов, Промышленные новости

Конституционный суд РФ поставил точку в длящемся два года споре по поводу необходимости выдавать чек ККМ организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием у населения металлолома.

Суть спора заключалась в том, что ККМ применяется для контроля поступления наличной выручки от населения и юридических лиц. При приеме металлолома организация, наоборот, наличность сдатчикам металла выдает. Этот парадокс ничуть не смутил налоговиков, и они, опираясь на положения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», требуют применять ККМ и при приеме металлолома. В соответствии с п. 1. ст. 2 упомянутого ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это правило общее и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п. 3. ст. 2 ФЗ, где в абзаце 13 освобождена от применения ККМ деятельность по приему от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома. Вот это исключение и испортило жизнь приемным пунктам.

МНС РФ в своем Письме от 09.04.2004 № 33-0-11/281 указало, что при приеме от населения металлолома необходимо применять ККМ. Подтвердила это недавно и ФНС РФ в своем Письме от 17.05.2005 № 22-3-11/868. И налоговики стали налагать штрафы на приемные пункты, которые не выдавали сдатчикам металлолома вместе с деньгами еще и кассовые чеки. Такая неприятность случилась и с ООО «Стэп». Однако его руководство попыталось доказать абсурдность такого наказания в арбитражном суде. Поначалу все складывалось удачно. Решением Арбитражного суда жалоба ООО «СТЭП» о признании постановления налогового органа незаконным была удовлетворена. Суд указал, что прием организацией (индивидуальным предпринимателем) от населения металлолома с оплатой его стоимости является по своей сути договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает в роли продавца, а организация (индивидуальный предприниматель) — покупателя. Административная же ответственность предусмотрена только за продажу, выполнение работ и оказание услуг без применения ККМ организацией (индивидуальным предпринимателем). Кассационные инстанции данное решение оставили в силе. Однако Президиум ВАС РФ своим Постановлением от 08.02.2005 № 12126/04 отменил ранее принятые решения, указав, что обязанность применения ККМ при приеме металлолома прямо закреплена в законодательстве, а административная ответственность наступает независимо от того, выступает ли организация (индивидуальный предприниматель) в качестве продавца или покупателя. После этого ООО обратилось в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение своих прав и свобод. В Определении от 09.06.2005 № 222-О Конституционный суд РФ указал, что применение ККМ имеет многофункциональное значение и направлено в том числе на охрану фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. И это несмотря на то, что в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» обязательное применение ККМ при приеме металлолома связывается прежде всего с отражением фискальных данных на контрольной ленте и в фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.

Конституционный суд РФ решил, что такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы предпринимателей, осуществляющих сбор и заготовку металлолома. Утверждение ООО «Стэп» о том, что применяя ККМ оно увеличивает свою налогооблагаемую базу, чем ухудшает свое положение как налогоплательщика, по сравнению, к примеру, с приемщиками стеклопосуды, Конституционный суд РФ посчитал неубедительным, поскольку требование применять ККМ не содержит положений, касающихся порядка уплаты налогов и сборов. В результате Конституционный суд РФ определил, что требование применять ККМ при приеме металлолома Конституции РФ не противоречит, и в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Стэп» отказал. Ситуация, когда сдатчику металлолома дают деньги, да еще зачем-то пробивают чек, действительно абсурдна, но, как решил Конституционный суд РФ, пусть этот абсурд исправляет законодатель, если посчитает это нужным. Что касается приемных пунктов металлолома, то обзавестись ККМ, кто этого до сих пор еще не сделал, теперь придется. Надо ли при этом стандартный оттиск «Спасибо за покупку» переделывать на «Спасибо за продажу» судьи уточнять не стали. Придется приемщикам металлолома пристально вглядываться и в прилично одетых посетителей, которые могут оказаться налоговыми инспекторами или переодетыми милиционерами.

businesspress.ru

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...