Как стало известно «Ведомостям», Центробанк решил заняться регулированием банковской деятельности в виртуальном пространстве. ЦБ хочет, чтобы со следующего года банки докладывали ему об использовании интернет-технологий, и даже подготовил им рекомендации по оформлению web-сайтов.
ЦБ готовит указание «О порядке информирования кредитными организациями Центрального банка о внедрении и использовании в банковской деятельности интернет-технологий» (регламентирующее сроки и формат представления в ЦБ отчета по 68 пунктам) и «Рекомендации по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций». Как следует из проекта рекомендаций, банкам надлежит по максимуму раскрыть информацию о своих учредителях и менеджерах, услугах и тарифах, лицензиях и реквизитах, а также данные по основной бухгалтерской и финансовой отчетности, выполнению нормативов ЦБ и т. п. Таким образом регулятор надеется способствовать «минимизации типовых банковских рисков» при использовании интернет-технологий.
О планах ЦБ рассказал президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов, к которому обратились несколько банков, «обеспокоенных тем, что требования ЦБ (ведь даже рекомендации регулятора — это, по сути, указание) затруднят и излишне регламентируют их деятельность». По словам Мамонтова, ММВА рассматривает возможность обращения к ЦБ с просьбой «скорректировать свои указания, чтобы они не нарушали права банков». «Это неоправданное вмешательство в деятельность, которая вполне регулируется самими банками. Иначе их надо сразу создавать как филиалы ЦБ, — негодует Мамонтов. — Чем больше регламентируется деятельность банка, тем меньше у него возможности конкурировать на рынке». По его мнению, указания по оформлению сайта — абсурд, а новый вид отчетности — это дополнительные затраты. «Я еще могу понять требования по интернет-банкингу, хотя и управление рисками — проблема самого банка», — считает президент ММВА.
В Центробанке, правда, говорят, что документы эти еще дорабатываются, и обещают, что они «будут оптимальными». «Мы не собираемся спрашивать с банков слишком много — только информацию, необходимую для анализа ситуации, чтобы составлять мнение об уровне рисков при использовании интернет-технологий, — говорит сотрудник Центробанка, пожелавший остаться неназванным. — Операции в Интернете растут, и мы не собираемся ждать банкротств банков из-за неадекватности их деятельности». При этом он заверил «Ведомости», что нормативные акты ЦБ «ни в коей мере не будут ущемлять интересы кредитной организации», а напротив, повысят доверие к банкам и «не потребуют существенных трудозатрат по составлению отчетности».
Но банкиры относятся скептически к намерению ЦБ. «Чем меньше поле регулирования, тем лучше для развития банковского бизнеса, — считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — Банки и их саморегулируемые организации как-нибудь сами определятся в форматах работы через Интернет». Он отметил, что пока планы ЦБ не находят позитивного отклика у банковского сообщества, но и «активного противодействия тоже нет».
Сильнее всего банкиров раздражает намерение ЦБ диктовать им, как оформлять сайт. «Это по сути рекламно-информационный продукт, на который распространяются положения закона о рекламе, а это уже компетенция МАПа», — считает менеджер одного из банков. В самом антимонопольном министерстве в этом не уверены. «Я не могу сказать, что все, что касается web-сайтов, — это исключительно реклама, — заявил замминистра по антимонопольной политике Андрей Кашеваров.