/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Зимой цены на металлолом на мировом рынке традиционно идут вверх, так как из-за плохой погоды сокращаются сборы вторсырья и, соответственно, ограничивается объем предложения. В этом году рост котировок, и в самом деле, наблюдается, но, в основном, только в странах-экспортерах.
В США основные сорта лома прибавили порядка $20-35 за т в ноябре и до $20 за т в декабре. На европейском рынке котировки также увеличивались, в среднем, на 10-15 евро за т в месяц. При этом, аналитики ожидают повышения еще на 10 евро за т в месяц в январе и феврале. Вследствие этого стоимость лома HMS № 1 в США уже в декабре достигла отметки $400 за т с доставкой, а в Европе цены на E3 (HMS № 1&2 (80:20)) в первом квартале 2014 года должны выйти на уровень 300 евро за т и более.
В то же время, несмотря на все старания трейдеров, экспортные котировки на лом в Турции и странах Восточной Азии остаются относительно низкими. Турецкие компании в декабре ограничивались «точечными» закупками. Лом приобретали, в основном, только те производители, которые не имели возможности откладывать сделки на более поздний срок. Торговый оборот был в несколько раз меньше, чем во время пика в конце октября – начале ноября, когда совокупные объемы продаж измерялись сотнями тысяч тонн в неделю. При этом, нельзя сказать, что запасы сырья у турецких металлургов достаточно велики. Некоторые компании и в середине декабря не полностью обеспечили себя ломом на январь.
Уровень цен на импортный металлолом в Турции, при этом, возрос с начала декабря не более чем на $5-10 за т. Сделки по приобретению американского и европейского материала (HMS № 1&2 (80:20) в последнюю неделю заключались в промежутке между $395 и $399 за т CFR. Попытки американских трейдеров поднять цены выше отметки $400 за т CFR пока особого успеха не имели, хотя новые предложения с их стороны порой поступают по $405 за т CFR и выше. Российский и румынский лом 3А подорожал до более $385 за т CFR, но спрос на этот материал также остается ограниченным. К тому же, этот рост совпал с увеличением расходов на доставку, так что продавцы в итоге почти ничего не выиграли.
Однако турецкие компании просто не могут позволить себе покупки металлолома по высоким ценам. Основная их проблема заключается в неспособности перенести расширение затрат на стоимость готовой продукции. В то время, как металлолом в Турции за последние два месяца прибавил порядка $35-40 за т, арматура возросла в цене менее чем на $20 за т, а заготовки – вообще, на $5-10 за т. Более того, в середине декабря турецкий длинномерный прокат начал снова дешеветь как внутри страны, так и за рубежом. Разница в ценах между ломом и арматурой сократилась к настоящему времени до самого низкого уровня с декабря 2010 года.
Похожая ситуация наблюдается и в странах Восточной Азии, где повышение цен на металлолом наталкивается на низкие цены на длинномерный прокат и заготовки – преимущественно, китайского производства. Только в начале второй половины декабря японские компании смогли добиться увеличения стоимости лома Н2 до более 38 тыс. иен за т ($369) FOB, а американцы продали несколько партий материала (HMS № 1&2 (80:20) на Тайвань по $375-380 за т CFR. И в том, и в другом случае подорожание сырья с начала декабря не превысило $5-10 за т, хотя и в Японии, и в США металлолом за это время прибавил в цене на гораздо большую величину.
Сейчас турецкие металлурги стараются выйти из положения, расширяя закупки заготовок. Благо, из-за отсутствия спроса на полуфабрикаты в большинстве стран Ближнего Востока стоимость их относительно низкая. Вполне вероятно, что они смогут продолжить эту политику и в январе. Так или иначе, металлолом сможет подорожать на мировом рынке только в том случае, если сначала пойдут вверх котировки на длинномерный прокат, а это пока проблематично.