ЛОМобЛОМ
Будет ли экспорт?
Куда пойдет российский лом?
Быть или не быть ломозаготовительной отрасли?
24 марта 2011, пресс-зал Центра Международной Торговли (Москва, Краснопресненская набережная, 12)
Конференция проходит при поддержке Ассоциации «Вторичные ресурсы». Приглашена Ассоциация морских портов России
Цель. Встреча металлургов, ломозаготовителей и приглашенных представителей российских министерств и ведомств, заинтересованных в цивилизованном развитии ломозаготовительной отрасли. Публичное обсуждение проблемы, связанной с возможными решениями Правительства РФ по ограничению количества портов, через которые можно будет экспортировать стальной и легированный лом. На конференции будут представлены три точки зрения: мнение металлургов, расчеты ломозаготовителей, аргументация государства, взгляды портов и логистиков. Планируется широкое участие представителей деловых и отраслевых СМИ и ТВ.
Проблема
Государство. Почему государство обращает сове пристальное внимание на рынок лома? По расчетам, с учетом запускаемых новых мощностей (подсчитаны только реальные проекты), России уже в 2015 году потребуется импортировать (!!!) около 10 млн.т стального лома. Это железный аргумент, который бьет любой другой довод в пользу отсутствия любых ограничений. Социальная нагрузка на металлургические предприятия, высокая доля налоговых поступлений в бюджет страны, объем привлеченных инвестиций позволяют говорить металлургам с государством на одном языке. Одновременно, голос ломозаготовителей остается неуслышанным, и отношение к ломозаготовительной отрасли, по-прежнему, как к вспомогательной.
Металлурги. На многих предприятиях ситуация с обеспечением лома — критическая. Производство стали в некоторые месяцы уже доходит до докризисного уровня. «Перекос» баланса потребления металлолома и ЖРС в сторону железорудного сырья, наблюдавшийся с началом кризиса, по-прежнему актуален: только наличие «внутрихолдингового» ЖРС и коксующегося угля позволяет комбинатам полного цикла минимизировать себестоимость стали.
Так, производство ЖРС по итогам
Потребление ЖРС в
Ломозаготовители. И вот здесь надо послушать самих ломозаготовителей. Что думают они об этом? Из всей производственной цепочки по выпуску металлопроката наибольшее негативное влияние экономического кризиса прослеживается в ломозаготовительной подотрасли: мощный удар по ней был нанесен в самый разгар кризиса ограничением экспорта лома 10-ю таможенными постами на всю территорию РФ на фоне резкого и глубокого падения закупок лома отечественными металлургами, в итоге заготовка и экспорт лома и поныне остаются много ниже докризисного уровня. Поэтому готовящееся сегодня сокращение количества оптимальных по логистике точек экспорта — большой удар, который многие независимые ломозаготовители не перенесут и будут вынуждены свернуть бизнес. 17-18 февраля прошел форум «Лом черных и цветных металлов», который собрал более 350 участников из 35 стран. Он показал, что участники рынка сильно обеспокоены готовящимися решениями по сокращению количества портов по экспорту лома черных металлов, инициаторами которых, по мнению большинства, являются металлурги. В своем стремлении получить максимальные преимущества на рынке готовой продукции нерыночными методами крупные металлургические компании уничтожают наиболее крупные, оснащенные современным оборудованием, ломозаготовительные компании, а в перспективе — и всю отрасль ломозаготовки. Значительный объем (до 30-40%) в производстве российских металлургических компаний занимают слябы и другие полуфабрикаты с невысокой добавленной стоимостью, которые экспортируются. Фактически речь идет о скрытом экспорте лома с пошлиной в 5%, что приводит к потерям в бюджете. Строящиеся мини-заводы, в-основном, ориентированы на слябы и заготовку. Почему металлургическую отрасль спасают за счет независимых ломозаготовителей? На сегодня действует 15% пошлины при экспорте стального лома, что при сложившейся рыночной цене и жестких требований таможенных органов составляет 45 долларов США на 1 тонну, закупленному без НДС, что очень важно — возврата НДС потом из бюджета не происходит. Для сравнения, в Украине 15 Евро на 1 тонну (20 долларов США), это очень значительное конкурентное преимущество, в первую очередь, для производителей высококачественных ломов. Ломозаготовительные компании, инвестировавшие значительные средства в современную ломопереработку (строительство перерабатывающего завода обходится в 20 млн Евро), поставляют лом как на внутренний рынок, так и экспортируют за рубеж, т.к. по их мнению, такая диверсификация бизнеса позволяет им выживать в сегодняшних условиях. Особенно, если вспомнить про платежную дисциплину потребителей.
Ломозаготовители призывают Правительство РФ принять взвешенное решение, руководствуясь рыночной идеологией, так как только решение, устраивающее по возможности все стороны, сохранит отрасль заготовки лома и позволит ей развиваться по пути создания современных высокотехнологичных перерабатывающих предприятий в России, а также обеспечить потребности российских металлургов. По экспертным оценкам, подъем лома в России составляет 38%, оставшиеся 62% безвозвратно пропадают.
Чтобы лома хватало и для внутреннего рынка России, по мнению ломозаготовителей, по примеру развитых стран, необходимо провести полную либерализацию заготовки лома на местах, то есть исключить лицензирование, а решение всех вопросов по регулированию рынка передать местным властям. Также, необходимо сократить сроки оформления и выдачи справок, сертификатов и прочих сопроводительных документов. Еще из необходимых мер: обеспечить равноудаленность участников к заготовке и реализации лом и повысить ответственность государственных структур за своевременность выполнения процедур, сопровождающих ломозаготовку.
В случае, если рынок будет регулироваться только открытыми или полузакрытыми воротами на экспорт лома, мы можем получить ситуацию по сокращению сбора лома и значительному его дефициту на металлургических предприятиях и это, в свою очередь, приведет к новому росту цен.
Морские порты. Руководство ряда портов в панике — согласно попавшей в открытый доступ информации, многие из них могут оказаться не удел или серьезно пострадать от падения перевалки грузов. Порты Санкт-Петребурга, Мурманска, Ростова, Новороссийска, Дальнего Востока сильно обеспокоены возможными ограничениями.
Программа
09.00-10.00 Регистрация, интервью участников для СМИ
10.00-12.00. Четыре точки зрения на проблему (металлурги, государство, ломозаготовители, морские порты).
12.00-12.40. Пресс-конференция
12.40-14.00 Цифры рынка (статистика, анализ налоговых поступлений от ломозаготовителей и металлургов, социальная нагрузка на металлургов и ломозаготовителей, инвестиции в черную металлургию и ломопереработку)
14.00-15.00 Перерыв. Обед. интервью участников для СМИ.
15.30-17.00. Сценарии развития рынка при принятии решения об ограничении количества портов.
Оргкомитет.
+7-495-980-0608
Тырнова Галина Зиноновна,
Хехнев Василий Николаевич