Российский бизнес на форуме представят более 70 компаний, в том числе «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг», концерн «Тракторные заводы», «АвтоВАЗ», ОАК, ОСК, КАМАЗ, ГАЗ, корпорация «Иркут», «Ростех», «Вертолеты России», Внешэкономбанк, РФПИ, ОМЗ и другие.
Участники российско-египетского делового форума, который пройдет в Каире 25-26 мая, обсудят возможные совместные проекты в автомобильной промышленности, авиа- и судостроении, в фармацевтике, сотрудничество в металлургии, инновации в нефтегазовой сфере.
Российский бизнес на форуме представят более 70 компаний, в том числе «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг», концерн «Тракторные заводы», «АвтоВАЗ», ОАК, ОСК, КАМАЗ, ГАЗ, корпорация «Иркут», «Ростех», «Вертолеты России», Внешэкономбанк, РФПИ, ОМЗ и другие. Делегацию из РФ возглавит министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Форум в Каире — первая за многие годы представительная встреча частного бизнеса и госструктур двух стран. «Оборот в торговле между двумя странами в настоящее время составляет около пяти миллиардов долларов, однако непосредственно инвестиционных проектов реализуется не так много», — отмечает председатель Российско-Египетского делового совета при ТПП РФ Михаил Орлов. Сегодня крупными игроками на рынке Египта являются Китай, США, ряд европейских стран. «Надеюсь, достаточно скоро увидим начало серьезной инвестиционной деятельности в Египте со стороны России», — отметил он.
Ранее глава торгпредства РФ Федор Лукашин в беседе с РИА Новости сообщил, что египтяне подготовили целый пакет предложений для российских инвесторов. Торгпредством были получены материалы по 120 проектам на общую сумму 135 миллиардов долларов.
Суэцкий канал
В августе минувшего года египетские власти объявили о начале строительства нового русла Суэцкого канала протяженностью 35 километров, которое прокладывается параллельно действующему руслу, введенному в строй свыше ста лет назад.
Суэцкий канал — одна из важнейших мировых транспортных артерий, через которую из Европы в Азию и обратно, не совершая длительного плавания вокруг Африки, ежедневно проходят десятки судов. Он был открыт для судоходства в ноябре 1869 года.
На гигантскую стройку ушло около года, и уже в этом августе будет торжественно объявлено о начале работы нового русла. Однако предстоит еще вдоль новой ветки создать серьезную инфраструктуру — построить терминалы, верфи, порты.
«Россию приглашают туда. Приходите, инвестируйте, развивайте, стройте. Это колоссальный проект и колоссальный бизнес», — отмечает Орлов. По его словам, интерес к проекту уже проявил ряд компаний из РФ, однако говорить о конкретных планах и контрактах пока рано.
В работе бизнес-миссии принимают участие представители ОСК. В рамках круглого стола, посвященного инновациям в судостроении, ОСК совместно с коллегами из Зеленодольского судостроительного завода, «Судоэкспорта» и научных центров встретятся, в частности, с руководством египетской компании HEFNI shipyard, которая строит суда, в том числе luxury класса, и активно инвестируют в ноу-хау.
Авто- и авиапром
К участию в российской бизнес-миссии в Каире заявлено руководство и представители крупнейших российских автопроизводителей — «АвтоВАЗа», КАМАЗа, ГАЗа, «Соллерса».
В 2002-2013 годах в Египте уже собирали модели Lada, было открыто предприятие полного цикла по производству Lada 2110, 2105, 2107, уровень локализации составлял 45%. По данным российских СМИ, три года назад Египет планировал наладить совместное производство авто всех сегментов, в том числе грузовиков и LCV, с российскими компаниями и сделать автомобильный кластер с ориентиром на Африку, однако эти планы не удалось реализовать из-за нестабильной ситуации в стране. Было остановлено и производство Lada.
В прошлом году правительство Египта предложило «АвтоВАЗу» создать совместные проекты с государственным холдингом Nasr. Каир заинтересован в создании полноценного производства, а не в организации промышленной сборки автомобилей. Для строительства мощностей российских компаний, в том числе и для сборки сельскохозяйственной техники, уже выделена площадка в районе Суэцкого канала.
Египетский рынок может быть интересен и для КАМАЗа и ГАЗа. Так, по данным СМИ, В 2007 году у КАМАЗа уже были намерения построить сборочное производство в Египте, но компания ограничилась экспортными поставками.
В рамках форума в Каире планируется представить и самолет Sukhoi Superjet-100.
На сегодняшний день в авиакомпаниях мира эксплуатируется 45 лайнеров SSJ-100. Крупнейшим эксплуатантом самолетов этого типа является авиакомпания «Аэрофлот», в парке которой на данный момент находятся 18 лайнеров. Вторым по величине эксплуатантом является мексиканская авиакомпания Interjet, где эксплуатируется 12 лайнеров.
Российское правительство ранее приняло решение о создании специального центра поддержки промышленного экспорта, который будет включать в себя наряду с работающими институтами, новые полномочия, чтобы в полной мере обеспечить единое окно для российских экспортеров.
В работе форума примут участие представители Росэксимбанка, ЭКСАРа, ВЭБа.
Фармацевтика
Отдельный круглый стол будет посвящен вопросам экспортно-импортного потенциала сотрудничества двух стран в области фармацевтики и медицинской техники. К участию в дискуссии приглашены компании «Биокад», «ХимРар», «Р-фарм», концерн «Вега», Фармстандарт, холдинг «Швабе».
По оценкам специалистов, торговля фармпрепаратами и ветеринарной продукцией между Россией и Египтом может достигать 1,5 миллиарда долларов в год, отмечает Орлов.
В Египте есть реестр компаний, которые могут регистрировать любой фармпрепарат за несколько месяцев. При этом компания должна соответствовать четким международным требованиям и стандартам, в том числе GMP. Стандарты GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащей производственной практики — ред.) появились 50 лет назад в США. Это принципиально новый подход к обеспечению качества лекарственных средств — под контролем находится не только готовый продукт, но и весь процесс производства, а также помещения, персонал, документация.
Российским фармпроизводителям срок перехода на стандарты GMP продлен до 2016 года.
По мнению Орлова, есть и потенциал для импорта фармпродукции из Египта в Россию. «Когда вы производите фармацевтическую продукцию, то надо производить и действующие элементы. В России слабые позиции, а у Египта сильные позиции по производству действующих элементов. Это выгодный потенциал для развития наших отношений», — считает глава делового совета двух стран.
Экономическое сотрудничество России и Египта