За десять лет российские металлургические комбинаты реализовали масштабные инвестиционные планы, вложив в модернизацию производства в общей сложности около 900 млрд рублей.
«Убежден, что у российской металлургии есть все необходимое, чтобы уже в ближайшее время окончательно закрепиться в числе мировых лидеров по эффективности производства и управлению, энергосбережению, снижению негативного воздействия на окружающую среду», — сказал
Вдохновение власти понятно: за первое полугодие этого года рост объемов производства в отрасли составил более 20%, а к приезду премьера металлурги запустили в Челябинске два новых производства. На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) был введен в строй трубоэлектросварочный цех «Высота 239» стоимостью 21 млрд рублей, благодаря которому, по мнению премьера, будут «практически полностью закрыты потребности отечественных нефтяных и газовых компаний в трубах большого диаметра». Этот проект уже успели окрестить «белым» проектом черной металлургии за инновационную часть его оборудования и технологий. Второй проект стоимостью 3,6 млрд рублей Путину продемонстрировал «Мечел» — машину непрерывного литья заготовки стоимостью почти 4 млрд рублей на Челябинском металлургическом комбинате, которая является частью его комплекса по производству качественных и нержавеющих сталей. «Действительно крупные, прорывные проекты», — заметил премьер, припомнив также и прошлогодний запуск [1] на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) «Стана 5000» стоимостью 40 млрд рублей.
На этом благостная часть разговора закончилась, и в дело вступил глава Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Игорь Артемьев, который заявил о необходимости умерить финансовые аппетиты российских металлургов. «В результате обобщения практики антимонопольных органов мы пришли к выводу, что большинство присутствующих здесь металлургических и угольных компаний продают свою продукцию российским потребителям примерно на 15–20% дороже мировых цен», — сказал глава ФАС. И добавил еще одно обвинение — в дискриминационном ценообразовании через офшоры. «Если же говорить даже не о мировых ценах, а о ценах экспорта, по которым компании продают свою продукцию,
Подобная практика не есть
Впрочем, по мнению аналитика ИК «Велес капитал» Айрата Халикова, против таких договоров сейчас выступают сами потребители, потому как цены на сталь падают с мая этого года. «Негативный ценовой тренд стали, на наш взгляд, связан с действиями правительства КНР, которое ограничивает инвестиции в недвижимость путем введения заградительного налогообложения. Таким образом, возможности сталелитейщиков в заключении долгосрочных контрактов ограничены», — считает Халиков.
Однако весной именно сталелитейные компании отказывались от заключения долгосрочных договоров с потребителями. И на этом фоне разгорелась настоящая война между металлургами и машиностроителями. Гендиректор «Уралвагонзавода» (УВЗ, производит танки, железнодорожные вагоны
Основанием для такой реакции российских властей, возможно, служит отношение к основным потребителям металла — производителям автомобилей. В разгар кризиса — на рубеже 2008–2009 годов — российский премьер заявил, что на поддержку отечественных автопроизводителей будет выделено 6,7 млрд долларов (поддержка автопродаж в лизинг и по госзаказу, выкуп государством облигаций российских автозаводов, госсубсидии на покупку автомобилей «массового спроса» в кредит и программа по утилизации «автохлама»). Еще 75 млрд рублей составила господдержка АвтоВАЗа (25 млрд рублей — сумма беспроцентного кредита, предоставленного компании, 12 млрд рублей будут направлены в уставный капитал и еще 38 млрд рублей составит реструктуризация задолженности компании, в том числе с участием средств федерального бюджета). И, наконец, еще 2,1 млрд евро правительство России обязалось предоставить в виде долгосрочного кредита совместному предприятию Sollers с концерном Fiat для организации в Татарстане нового сборочного производства на 500 тыс. автомобилей в год. Прибавьте к этому намерение концерна Renault увеличить производство на московском «Автофрамосе», куда «Северсталь» уже поставляет металл для кузовной штамповки, и намерение Volkswagen использовать для этих целей российский металл в Калуге.
Понятно, что деньги в автопром закачиваются большие и металлурги хотят этим воспользоваться. Но все договоренности о ценах между производителями металла и автозаводами не идут дольше конца года, в случае с ГАЗом действует временное соглашение, продлеваемое каждый месяц. Поэтому в минувшую пятницу Владимир Путин вторично предупредил производителей металла о том, что,
Напомним, после того как в прошлом году премьер в свойственном ему стиле отреагировал на отсутствие Игоря Зюзина на совещании по металлургии, акции «Мечела» обрушились вполовину. Сейчас же, по данным ФАС, компания держит стоимость своей продукции и примерно на 10% меньше, чем у «коллег по цеху». «Таким образом, металлургов условно разделили на две группы — “добросовестные” и “нарушители”. Среди шести