Skip to content

Анатолий СЕДЫХ, генеральный директор ОМК: Перевозка наших труб вдвое дороже, чем у японцев

6 мин.

Опубликованно: 18 июля 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости

В ближайшее время правительство должно вернуться к рассмотрению мер по поддержке
металлургического комплекса. На днях должно быть принято решение о частичном
снижении транспортного тарифа для производителей труб. О ситуации на российском
трубном рынке генеральный директор Объединенной металлургической компании (ОМК)
Анатолий СЕДЫХ рассказал корреспонденту «Известий» Кириллу ПАЛЬШИНУ. — В министерствах обсуждают меры поддержки металлургического комплекса. Что
интересует представителей трубной отрасли? — Для трубников главное — поддержка проектов освоения и расширения производства
высокотехнологичных импортозамещающих видов продукции. Другая необходимая мера —
оптимизация цен и тарифов на услуги естественных монополий. Правительственная
комиссия по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном
транспорте делает на этом направлении первые шаги. Должно быть принято решение о
снижении железнодорожных тарифов на транспортировку труб для проектов Сахалин-1
и Сахалин-2. Это очень важно, так как стоимость транспортировки наших труб из-за
дальности расстояний вдвое выше, чем у японских производителей, и, естественно,
это дает им преимущество. Важны, конечно, меры защиты на внешних и внутренних
рынках. Однако очень бы не хотелось, чтобы металлурги использовали
правительственную поддержку в ущерб другим отечественным производителям. Сейчас
они переориентировались на внешний рынок и дружно подняли цены на внутреннем,
превысив
экспортные. В результате мы работаем практически с колес. И, кроме того,
вынуждены адекватно поднимать цены на трубы, а это бумерангом отзовется на всех
других отраслях. — Ожидаете падения спроса на трубном рынке, или, наоборот, рассчитываете на
новые контракты? — Ситуация сейчас гораздо лучше, чем в начале года. Тогда рынок ждал, что под
влиянием падения мировых цен на нефть многие инвестиционные проекты в
топливно-энергетическом комплексе будут заморожены и спрос на трубы снизится.
Однако, к счастью, ожидания не оправдались. Спрос на трубы вырос. Во втором
квартале производство, по сравнению с первым кварталом, на всех семи крупнейших
российских трубных заводах увеличилось на 7,5%. Отгрузка готовой продукции
потребителям росла еще быстрее. По всем семи предприятиям она увеличилась во
втором квартале на 29,2% по сравнению с первым. Наиболее востребованы сейчас
трубы большого диаметра, обсадные, нефтегазопроводные трубы. — Ожидаете ли вы роста заказов от газовых и нефтяных компаний? — Я настроен оптимистично. Ситуация с ценами на нефть стабилизировалась. Спрос
на трубы есть и будет расти. Сейчас к тому же рассматриваются на
правительственном уровне основные положения энергетической стратегии России на
период до 2020 года, которая предусматривает увеличение добычи и улучшение
качества транспортировки нефти и газа. Это дает возможность построить разные
интересные схемы долгосрочного сотрудничества с нашими постоянными покупателями.
Когда работаешь с перспективой, открываются интересные варианты сотрудничества и
в коммерческом плане. Можно, например, заключить с нефтяной или газовой
компанией контракт, который позволяет прокредитоваться на момент закупки металла
для производства труб. Это дает возможность снизить себестоимость продукции и
конечную цену на трубы. Важно и то, что за рубежом начинают признавать наши
трубы. — Планируете ли продавать ваше нетрубное производство? Сопоставимы ли прибыли в
нем с трубным сектором? — Помимо труб мы делаем железнодорожные колеса, рессоры для автомобилей,
производим феррованадий. Это «расходные» материалы для нормального
функционирования российской экономики. Вся наша продукция востребована, потому
продавать мы пока ничего не собираемся. Поскольку бизнес диверсифицирован,
прибыли, естественно, неодинаковы. Доходы от продажи труб занимают сейчас
основную долю в доходах компании. Однако достаточно велика и доля производства
железнодорожных колес. Оно рассчитано на выпуск 500 000 штук колес в год и
является одним из крупнейших в мире. При этом мощности по производству колес
загружены практически на 100%. — Недавно было заключено соглашение с МПС о долгосрочных поставках
железнодорожных колес… — Соглашение заключено на восемь лет. Объемы поставок увеличатся с 30 тысяч штук
до 40 тысяч штук в месяц. Общая стоимость колес по соглашению в сегодняшних
ценах составит 800 миллионов долларов. Мы работаем с МПС очень давно. Наши
отношения вышли сейчас на новый уровень, потому что стратегия МПС очень
конструктивна. Решаются проблемы, связанные с обновлением подвижного состава.
Объем перевозок растет: в мае — на 2%, в июне — на 4, в июле — на 4,5%.
Железнодорожники знают, какие колеса им нужны, и понимают, что для увеличения их
выпуска необходимы инвестиции. Соглашение это полностью отражает. То, что в нем
определены объемы и сроки, дает нам возможность рационально выстроить
инвестиционную программу: мы намерены вложить около 40 миллионов долларов в
модернизацию колесного производства. Над итоговым текстом мы работали, кстати,
достаточно долго. Соглашению предшествовали целый ряд экспертиз, большая работа
по совершенствованию
качества. В итоге в первом полугодии этого года на железные дороги России из
Выксы было отправлено более 241 тысячи колес, из которых только 14 штук получили
рекламации. А вообще у нас разработана с МПС совместная программа, которая
предполагает создание колес нового поколения. Первую партию выпустим уже в конце
2002 года. — Планируются ли новые приобретения? Будут ли привлекаться дополнительные
инвестиции? — Я ничего не исключаю. Мы присматриваемся к разным предприятиям в России и за
рубежом. Но пока ни о чем конкретном речь не идет, поскольку всегда есть
альтернатива. Создать новое производство может быть более эффективно, чем
приобретать старое. ОМК сейчас в стадии формирования финансово-промышленной
группы. Начали реструктуризацию управления и бизнес-процессов в трубном
комплексе. Производство должно стать более гибким и эффективным, позволяющим
оперативно реагировать на требования рынка. Это даст возможность увеличить долю
компании на российском рынке труб до 40%. Инвестиции нам нужны для реализации
своих внутренних проектов. На Выксунском заводе — это «Альянс 1420» по
производству труб большого диаметра и модернизация производства колес. На
Челябинском трубопрокатном заводе планируем вложить только в обновление цеха для
производства нефтяных труб более 30 миллионов долларов. Еще один проект — единый
сталеплавильный комплекс «Сталь
ОМК» на Чусовском металлургическом заводе. В основном мы тратим свои деньги, но
будем пользоваться и заимствованиями. Это выгоднее, чем отвлекать собственные
оборотные средства. Так, сейчас планируем применить такой инструмент, как выпуск
облигаций Выксунским металлургическим заводом на 1 миллиард рублей. * * * СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ» Российский трубный рынок поделен между двумя основными компаниями. ОМК
контролирует 35% рынка, а чуть более 40% принадлежит Трубной металлургической
компании (ТМК), контролируемой группой МДМ. Рынок завершает свою консолидацию.
Последний крупный завод — Таганрогский металлургический комбинат («Тагмет») в
ближайшее время может войти в ТМК и в настоящее время контролируется
дружественными ей структурами.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ» Российский трубный рынок поделен между двумя основными компаниями. ОМК
контролирует 35% рынка, а чуть более 40% принадлежит Трубной металлургической
компании (ТМК), контролируемой группой МДМ. Рынок завершает свою консолидацию.
Последний крупный завод — Таганрогский металлургический комбинат («Тагмет») в
ближайшее время может войти в ТМК и в настоящее время контролируется
дружественными ей структурами. СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ» Российский трубный рынок поделен между двумя основными компаниями. ОМК
контролирует 35% рынка, а чуть более 40% принадлежит Трубной металлургической
компании (ТМК), контролируемой группой МДМ. Рынок завершает свою консолидацию.
Последний крупный завод — Таганрогский металлургический комбинат («Тагмет») в
ближайшее время может войти в ТМК и в настоящее время контролируется
дружественными ей структурами.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...