Вслед за российской сетью аптек ICN и английским футбольным клубом Chelsea губернатор Чукотки и акционер «Сибнефти» Роман Абрамович заинтересовался омскими танками. Подконтрольная ему группа «Мегатранскор» намерена приватизировать федеральное госпредприятие «Омсктрансмаш», самой известной продукцией которого являются танки Т-80 и «Черный орел». Впрочем, почувствовать себя в роли защитника отечества Абрамовичу не придется — на базе госпредприятия будут созданы три акционерных общества по производству вагонов, тракторов и специальной техники.
‘Черный орел’ не выдержал конкуренции
Федеральное госпредприятие «Омсктрансмаш», выпускавшее в советские времена танки Т-34, Т-54 и Т-55, сейчас переживает не лучшие времена. Последней удачей завода стал выпуск танков Т-80 и Т-80У, которые до сих пор пользуются большой популярностью в странах третьего мира. В 1998 году завод продемонстрировал свое последнее достижение — танк ‘Черный орел’.
‘Омсктрансмаш’ пытался пробиться на мировой рынок, участвовал в выставках в Абу-Даби, но проигрывал тендер за тендером. Потенциальные покупатели дивились на мощь бронемашины, оснащенной, в отличие от продукции конкурентов, турбинным двигателем, ее маневренности, но не покупали. Среди мотивов отказов назывались высокая цена техники (из-за стоимости двигателя) и низкий комфорт.
В 2001 году стало ясно, что больше ждать нечего — Минобороны сделало окончательный выбор в пользу нижнетагильского Т-90.
Абрамович выложит 40-50 млн. долларов
На начало этого года кредиторская задолженность завода составляла около миллиарда рублей. Тогда омские чиновники предложили создать на базе предприятия акционерное общество по производству вагонного оборудования. Его учредителями должны были стать сам завод и компания «Мегатранскор». Предполагалось, что вкладом «Омсктрансмаша» в новую структуру станут производственные мощности, а «Мегатранскор» инвестирует в производство примерно 40-50 млн. долларов.
Однако, как заявил вчера исполнительный директор «Омсктрансмаша» Олег Еремьянов, на базе завода будут созданы три акционерных общества. Помимо вагонов они будут производить колесные тракторы, а также спецтехнику. По словам Еремьянова, ‘в новых предприятиях будет преобладать частный капитал «Мегатранскора», хотя вопрос о государственной составляющей в специальном производстве пока остается открытым’.
Под крылом МПС
‘Мегатранскор’ был создан в 2000 году. Компания считалась структурой, близкой сначала к экс-главе МПС Николаю Аксененко, а затем и к нынешнему — Геннадию Фадееву. При этом 99% акций «Мегатранскора» принадлежит компании ‘Профит-диалог’. Как полагают источники ГАЗЕТЫ, компания аффилирована с фирмой «Профит-хаус», скупавшей в интересах Романа Абрамовича аптечную сеть ICN.
В «Сибнефти» и Millhouse Capital планы Романа Абрамовича по вхождению в вагоностроительный бизнес комментировать отказались. Однако, как заявил источник ГАЗЕТЫ, близкий к «Омсктрансмашу», хозяин Чукотки не единственный, кто интересуется новым проектом. По его словам, одним из наиболее вероятных партнеров Романа Абрамовича является президент Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов.
Совет директоров «Мегатранскора» возглавляет Александр Тукацинский, входивший в директорский корпус ‘Кузбассразрезугля’, подконтрольного УГМК. Этим летом ‘Кузбассразрезуголь’ создал компанию ‘Трансмашхолдинг ‘, в которую были объединены активы пяти железнодорожных заводов. Один из них — Новочеркасский электровозостроительный завод — управляется на паритетных началах с ‘Росвагонмашем’ — агентом МПС по закупке подвижного состава.
По мнению источника ГАЗЕТЫ, Абрамовичу и Махмудову придется учитывать позицию МПС, которое обеспечит проекту политическую поддержку.