Россия оказалась страной развитого Интернета. На этой неделе фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты подсчета российских пользователей Сети, сделанного по принятой в большинстве стран мира методике Nielsen/NetRatings. Вышло, что российская аудитория Сети составляет почти 9 млн человек — вдвое больше, чем насчитывали отечественные исследователи.
Nielsen/NetRatings — совместный проект двух американских исследовательских компаний — аналитической фирмы Nielsen Media Research и интернет-агентства NetRatings. Одноименный метод подсчета интернет-аудитории взят на вооружение официальными статистическими учреждениями большинства развитых стран мира, за исключением США и Японии.
Эмпирическая основа метода — опрос населения каждые две недели. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому/сельскому населению) , трехступенчатая (административные районы — избирательные участки — жилища). В опросе ФОМ участвовало около 18 000 респондентов старше 18 лет. Интернет-пользователями считались те, кто хоть раз лично выходил в Сеть за последние полгода. Опрос был сделан по заказу Совета по информационным технологиям при Минсвязи и при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ).
По мнению директора ФОМ Александра Ослона, главная ценность данного исследования в том, что впервые появилась возможность оценить уровень развития Интернета в России по сравнению с другими странами. Оценки получаются очень обнадеживающими. По относительному уровню интернетизации (8% взрослого населения) Россия находится на уровне Мексики и ЮАР, обгоняя Индию. В абсолютных цифрах Россия обгоняет, в частности, Австрию, Мексику, Гонконг, Нидерланды и даже все скандинавские страны вместе взятые. По Nielsen/NetRatings выходит, что наша страна занимает в Европе почетное 7-е место по уровню проникновения Интернета.
Большинство оценок «населения» Рунета, которые делались до сих пор различными исследовательскими компаниями по собственным методикам, куда скромнее. Дело в том, что критерии, которым, по мнению отечественных исследователей, должен соответствовать пользователь Сети, гораздо жестче. Так, например, директор исследований «КОМКОН-медиа» Петр Залесский указывает, что его компания не производит измерений полугодовой аудитории, а пользуется более жесткими временными рамками. Поэтому по данным «КОМКОН-медиа» выходит, что количество регулярных пользователей Интернета в России — всего лишь 4,5 млн. Впрочем, Залесский добавляет, что общее влияние Интернета как средства массовой информации гораздо шире и может измеряться «десятками миллионов».
По данным начальника аналитического отдела TNS Gallup Media Михаила Райбмана, в апреле 2002 г. «население» Рунета составляло чуть менее 5 млн. Таковыми, как пояснил он, считались те, кто пользовался Сетью хоть раз за последние три месяца. При этом в TNS Gallup Media учитывали только взрослых жителей городов с населением более 100 000 человек.
А вот в интернет-компаниях данные ФОМ считают совершенно корректными. Ведущий аналитик SpyLOG Борис Овчинников полагает, что российских пользователей Сети не менее 7 — 8 млн. При этом исследовательские методы SpyLOG не эмпирические, а основываются исключительно на автоматизированном подсчете заходов на сайты. Ведущий аналитик компании Rambler Леонид Делицын тоже приводит очень близкие к цифрам ФОМ данные: по его мнению, к концу года аудитория Рунета превысит 10 млн человек, а в первом полугодии 2003 г. она приблизится к 12 млн.