«Объединенные машиностроительные заводы» получили контроль над «Атомстройэкспортом» — российским монополистом по строительству атомных электростанций за рубежом. А гендиректор ОМЗ Каха Бендукидзе с сегодняшнего дня станет еще и президентом этой компании. В Минатоме произошедшее не одобряют. Но Бендукидзе говорит, что готов поделиться акциями монополиста с конкурентами ОМЗ.
ЗАО «Атомстройэкспорт» (АСЭ) выполняет функции генерального подрядчика по сооружению атомных электростанций за рубежом с участием российских компаний. На счету «Атомстройэкспорта» более десятка построенных энергоблоков в Восточной Европе, Финляндии и странах Азии. Сейчас компания является генеральным подрядчиком строительства АЭС в Индии («Куданкулам»), Китае («Тяньвань») и Иране («Бушер»).
Субподрядчиками «Атомстройэкспорта» выступают десятки отечественных машиностроительных и строительно-монтажных организаций, крупнейшими из которых являются ОМЗ и концерн «Силовые машины». Оборот «Атомстройэкспорта» в 2002 г. составил около $640 млн, портфель заказов — около $2,9 млрд.
«Атомстройэкспорт» был создан в 1998 г. компаниями «Атомэнергоэкспорт» и ФГУП «Зарубежатомэнергострой», которые получили соответственно 49% и 51% акций АСЭ. «Атомэнергоэкспорт» к тому времени был акционирован и его акции были распределены среди трудового коллектива. Позже часть акций этой компании сменила владельцев, а весной этого года 19,9% акций «Атомэнергоэкспорта» приобрели ОМЗ. Более 50% акций «Атомэнергоэкспорта» принадлежит ее 100% -ным «дочкам», что при отсутствии других крупных акционеров позволяло ОМЗ контролировать компанию, а через нее и 49% «Атомстройэкспорта».
Как рассказал «Ведомостям» чиновник Минатома, недавно пакет «Атомэнергоэкспорта» в АСЭ увеличился до контрольного. А ОМЗ инициировали смену президента. Чиновник говорит, что место прежнего руководителя компании Виктора Козлова займет сам гендиректор «Объединенных машиностроительных заводов» Каха Бендукидзе.
Схему, по которой это стало возможно, собеседник в Минатоме описывает так: «Зарубежатомэнергострой» несколько лет назад продал 2% акций АСЭ госконцерну ТВЭЛ. А год назад «Зарубежатомэнергострой» переуступил еще 7% акций уже самому «Атомстройэкспорту», которые находились у нее на балансе до конца сентября этого года. После чего «Атомстройэкспорт» распределил 7%-ный пакет акций среди своих акционеров пропорционально принадлежащей им доле. В результате подконтрольный ОМЗ «Атомэнергострой» увеличил свой пакет в АСЭ до 53,8%, а у «Зарубежатомэнергостроя» оказалось 44% акций.
Бендукидзе подтвердил «Ведомостям» информацию о получении ОМЗ контроля над АСЭ. Он говорит, что приступит с сегодняшнего дня к руководству компанией, а Козлов возглавит совет директоров. Другой представитель ОМЗ говорит, что специального умысла в получении контроля над АСЭ у его компании не было. А назначение Бендукидзе руководителем АСЭ он называет необходимостью сделать управление и бизнес компании «более прозрачными». Бендукидзе утверждает, что у ОМЗ нет цели сохранения контрольного пакета АСЭ: «Мы не собираемся делать «Атомстройэкспорт» своей дочерней компанией». По его словам, ОМЗ готовы обсуждать переуступку части акций госструктурам и другим компаниям — экспортерам энергомашиностроительного оборудования, а также финансовым партнерам. Как утверждает Бендукидзе, интерес к участию в капитале «Атомстройэкспорта» проявляет концерн «Силовые машины», Альфа-банк, ТВЭЛ.
Глава аналитического управления банка «Зенит» Сергей Суверов отмечает, что контроль над АСЭ дает ОМЗ преференции по сравнению с другими поставщиками атомного оборудования. «Такая организация, как «Атомстройэкспорт», которая представляет интересы множества компаний, должна быть государственной», — считает аналитик. С ним соглашается и чиновник Минатома. Он указывает, что при строительстве АЭС за рубежом всегда важна роль государства, которое является гарантом для заказчиков. «Переход такой компании в частные руки снижает доверие к ней заказчиков, поэтому мы выступаем за возвращение «Атомстройэкспорта» под контроль государства», — говорит чиновник. В «Силовых машинах» и ТВЭЛе ситуацию в АСЭ комментировать отказались.